Особенности буддизма в Японии — возникновение и развитие учения

Здравствуйте, любознательные читатели!

В этой статье вы узнаете про особенности буддизма в Японии. Мы расскажемчем он отличается от аналогичного духовного направления в Китае и каким образом появилось и развивалось учение Будды в этих местах.

Содержание:
Истоки возникновения
Борьба за признание
Основные идеи
Взаимодействие различных религиозных канонов
Ослабление императорского правления и властвование сёгунов
Свежие веяния в вероучении
Разделение вероучений
Заключение

Истоки возникновения

По некоторым китайским историческим документам, в V столетии текущей эры именно отсюда произошло проникновение этого духовного течения в древнюю Страну восходящего солнца. Его распространению способствовали пятеро китайских монахов, привезшие с собой на корабле сутры и канонические изображения.

Джонка

Они разъясняли населению основные постулаты их учения и призывали отказаться от страстей и привязанности к повседневной суете, обретя душевный покой.

По официальным же японским хроникам, появлению учения Будды здесь способствовали проповедники из Кореи. Датируется это началом VI столетия.

Борьба за признание

К привезенной вере здесь отнеслись благосклонно, но нашлись и отчаянные противники. В результате борьбы двух могущественных кланов формально из-за вероисповедания, а фактически – за господство, победил род Сога, и буддийское вероучение получило официальное признание.

Активно содействовал этому принц Сётоку, который оставил свои заметки в некоторых сутрах. Он имеет отношение к постройке первых буддистских храмов.

Японский принц

В период правления императора Сёму, в первой половине VIII века это религиозное направление было утверждено государственной религией.

Основные идеи

В этот же период в молодом для здешних мест религиозном направлении выделилось шесть школ нарского периода. Их основные идеи заключались в следующем:

  • основой мира является пустота –  отсутствие у чего бы то ни было собственной природы.
  • адепту следует придерживаться срединного пути, то есть, не впадать в крайности.
  • мир является порождением индивидуального восприятия, он нереален.
  • всякая жизнь является страданием, у которого есть причина. Её возможно устранить и найти путь к избавлению от страданий.

Взаимодействие различных религиозных канонов

Несмотря на частично китайское происхождение, японское буддийское вероучение несколько отличается от такового в Китае, так как впитало в себя местные особенности и традиции, развитие его проходило самостоятельно, в итоге древние буддийские положения показали себя здесь более устойчивыми и жизнеспособными.

Главное отличие между этими течениями заключается в признании за японскими адептами права иметь своё мнение о мудром, истинном и вечном, хотя рекомендовалось прислушиваться к большинству. В Китае ,в то же время, личность была ничтожна в сравнении с коллективом, а авторитет древних учителей – непререкаемым.

На буддийское течение сильно повлиял  синтоизм – традиционная японская религия, основанная на поклонении душам умерших и многочисленным богам, так называемым «ками».

Мифология Японии

Последние принадлежали к разным уровням, которые кратко можно описать так:

  • к одним божествам, зовущимся династическими, дозволялось обращаться, как и отправлять связанные с ними ритуалы, только членам семьи императора.
  • сам правитель был, в некотором роде, тоже идолом, так как в обязательном порядке почитался всеми японцами, что получило название «тэнноизм», от слова «тэнно» — «Сын Неба».
  • локальные отцы небесные покровительствовали проживающим в этой местности жителям. Такое же влияние оказывали и общие для всех творцы. Их почитали в храмах.
  • и, наконец, в каждой семье были свои родовые божества. Например, в древней традиции принято было иметь таблички с именами ушедших предков в семейном алтаре, которым поклонялись.

Фигурки божеств

Буддизм и синтоизм дополняли, взаимопроникали и мирно принимали объекты поклонения друг друга. Это создало предпосылки для появления «ребу синто», что переводится, как «двойной путь духов», и слияния двух религий в неразрывное целое.

Этому способствовала секта Сингон, которую не знали в Китае, за исключением его тибетской части, и которая распространилась из Индии. Её основателем был монах Кукай. Он создал культ будды Вайрочана, который служил символом Вселенной в рамках этого учения.

Монах

Японские ками теперь считались тождественными с буддами, а Аматэрасу, солнечная богиня, от которой и пошёл род японских императоров, – аватаром Вайрочана. В древнеиндийском языке слово «аватар» означало «воплощение» или «реинкарнация».

Ослабление императорского правления и властвование сёгунов

Постепенно центр управления империей перемещался в монастыри, императорская власть ослабевала, а роль духовенства — усиливалась. Монастырские должности были предметом борьбы.

Императорский клан старался все значимые посты в монастырях добыть своим членам. Наиболее влиятельной была привилегированная секта Тэндай. Но даже такой подход не помог императорам удержаться у власти.

В начале XII столетия Ёритомо, военачальник, назвался сёгуном, что значит полководец, и узурпировал власть в империи. Его воинам щедро раздали захваченные земли и богатства, и они образовали новое самурайское сословие.

Военачальник древней Японии

Феодалы со своими слугами-самураями продолжали взаимодействовать с буддийским духовенством в децентрализованном государстве. Но само учение претерпело некоторые изменения в связи с возникшей ситуацией.

Свежие веяния в вероучении

В конце XII – начале XIII столетия в Японии развивается дзен-буддизм. Две его главные школы — Риндзай и Сото — пропагандировали медитацию и другие психотехники для достижения сатори, что значит «душевное равновесие», «просветление» и даже «озарение».

Сатори – это индивидуальное внутреннее переживание человеком своего опыта постижения высшей истины в процессе медитации.

Дзен получает широкое распространение среди самураев в средние века, так как суровая самодисциплина, незыблемый авторитет  наставника, постоянный аутотренинг находили живой отклик в душах воинов, которые были аристократической элитой в средневековой японской армии.

Последователям этого религиозного течения можно было медитировать при любых обстоятельствах, в том числе и занимаясь какой-либо деятельностью.

искусство медитации в движении

В дальнейшем это дало мощный  толчок развитию японской литературы, живописи, поэзии, драматургии, боевых искусств, ландшафтного дизайна парков и садов, этикета чайной церемонии, то есть, без преувеличения, всех областей жизни.

Разделение вероучений

В конце XIX века была предпринята попытка разделить синтоизм и учение Будды. В современном Ниппоне, как называется на родном языке «место, где всходит Солнце», насчитали тринадцать буддистских школ и около шестидесяти подшкол.

Храм

Так определило государство во время систематизации буддийских храмов – дацанов, и монастырей в ходе разделения буддизма и синто.

Заключение

Буддизм, и в особенности дзен, безгранично повлияли на национальную культуру страны Восходящего Солнца. Взращённое долгими стараниями японцев умение замечать красоту жизни и их стремление к аскетизму и скромности слились в неповторимую эстетическую атмосферу современной буддистской Японии.

Друзья, если вам понравился этот материал и вы узнали что-то новое для себя, рекомендуйте статью к прочтению в сети!

До новых встреч!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.