Здравствуйте, уважаемые читатели! Из этой статьи вы узнаете, как буддийское учение проникло в Японию, какие школы японского буддизма были популярны в средние века и чему они учили.
Когда человек становится буддистом, он принимает Будду, его учение и буддийское сообщество, ожидая вначале улучшения своей жизни путем духовного роста, а потом уже избавления от круговорота перерождений.
Отличительная черта японского буддизма состоит в том, что его последователи хотят ощущать пользу и получать пользу от своей веры уже при жизни.
Содержание:
Как учение появилось в Стране Восходящего Солнца
Тэндай-сю
Сингон-сю
Риндзай-сю
Сото-сю
Нитирэн-сю
Дзёдо-сю
Заключение
Как учение появилось в Стране Восходящего Солнца
В V веке на японских островах начинает формироваться государство Ямато. В этот период японцы внедряют у себя лучшие культурные достижения соседей. Заимствуются они у стран Корейского полуострова:
- Пэкче,
- Когурё,
- Силла
- и Китая.
Правящая верхушка Ямато стремится создать идеальное государство, по образцу материковых держав, и буддийское учение заимствуется оттуда поначалу больше как часть культуры, чем вера. Оно помогает правителям сплотить всех граждан под едиными идейными знамёнами.
Буддизм распространяется как «сверху», по указанию власть имущих, с целью воздействия на умы подданных, так и «снизу»: благодаря китайским и корейским общинам, обживавшим Ямато или территории поблизости. У них древние японцы копировали стиль материковой культуры, перенимали основные ремёсла и иероглифическое письмо.
Тэндай-сю
Школа Тэндай, преемница Тяньтай-цзун из Китая, относится к главным буддийским сектам Японии. Другое её название – школа Лотосовой сутры. Вначале её принёс китаец Цзяньчжэнь, но секта не прижилась.
Затем, в 805 году, практически заново, она была основана уже монахом из Японии Сайтё. Философия её претерпела изменения и разнилась от китайской. Сайтё, получив образование в Китае, привнёс в доктрину школы элементы тантризма. Энрякудзи, построенный им, стал центром тэндайского направления на долгий промежуток времени.
Две другие заметные фигуры, связанные с этой школой, – это Эннин и Энтин. Оба эти монаха также обучались в Китае. На основе идеологии Тэндай развилось учение о «чистой земле».
В конце XVI века Энрякудзи был разрушен, что явилось символом окончания политического господства Тэндай. Но в XVII веке она всё же смогла укрепить свои позиции. Сейчас приверженцев Тэндай около трёх миллионов. В подчинении у школы почти четыре с половиной тысячи храмов с двадцатью тысячами послушников.
Сингон-сю
Школа Сингон, что в переводе значит «правильное слово», относится к ответвлению Ваджраяна. Её основал монах Кукай в начале IX столетия. Предварительно он побывал в Китае, где обучался тантризму.
Вернувшись с необходимой литературой и иллюстрациями, он создал своё учение и практики, относящиеся к Будде Вайрочане. В Сингоне более всего почитаются сутры, произошедшие от Вайрочаны:
• Сутра о Великом Солнце,
• Сутра об Алмазном Венце.
Вайрочана – это высшее проявление духовной сущности Будды, а Будда Гаутама является одной из его эманаций. В одном из своих сочинений Кукай говорит, что Вайрочана передал учение Ваджрасаттве, а тот скрыл его до поры до времени от народа в одной из ступ на юге Индии.
И только через 800 лет после смерти Будды ступа была открыта Нагарджуной, и учение стало доступным для людей. По мнению Кукая, философия Сингона стоит на высшем, десятом месте в иерархии последователей учения по пути к обретению просветления.
Школа Сингон вместе с местной религией синто стали неразрывно связаны и образовали Ребу синто (двойной путь). В этом течении все местные божества, ками, являются проявлениями Вайрочаны, особенно, Аматэрасу, богиня Солнца, от которой и пошли все японские властители. Монастырь Конгобудзи – это официальный храм секты Сингон.
Риндзай-сю
Самая ранняя дзенская секта в Японии – это Риндзай. Её положения были представлены сёгуну Камакуре послушником Эйсаем Дзендзи примерно в 1200 году. Школа является аналогом Линьцзи-цзун из Китая, основанную Линьцзи Исюанем.
Доктрина направления утверждала, что нет ничего невозможного в достижении немедленного просветления. Чтобы достичь этого, необходимо медитировать и использовать коаны.
Так называются загадки, которые нельзя постичь разумом, или притчи в виде вопросов, которые невозможно было разрешить при помощи логики. Интеллектуальное «потрясение» способствовало моментальному пробуждению – сатори.
Последователи школы уделяли внимание не только умственному развитию, но и развитию навыка владения боевыми искусствами. Для этого нужна была высокая самодисциплина. Адепты школы могли изменять сознание и не бояться смерти, все эти особенности в совокупности находили живой отклик в среде самураев, поэтому основными приверженцами этого направления была военная каста и знатные люди.
Военное сословие проявляло неизменное расположение к школе Риндзай и в эпоху Токугава. Каждый самурай должен был получить в ней образование. Из постулатов школы во многом сложился и бусидо̒ – самурайский свод правил поведения в различных ситуациях.
Хакуин Экаку успешно возродил Риндзай-сю, когда в конце XVII – середине XVIII века она было пришла в упадок. Сейчас Риндзай подразделяется на четырнадцать ответвлений, они носят имя главного монастыря, а всего храмов примерно шесть тысяч. Наиболее известные риндзайские центры:
- Мёсиндзи,
- Нандзэндзи,
- Тэнрюдзи,
- Сёкокудзи,
- Тофукудзи,
- Дайтокудзи.
Сото-сю
Секта Сото – это преемница Цаодун из Китая, принадлежащая к направлению дзэн. XIII век был временем появления Сото, немного позже Риндзая, и оба эти направления были крупнейшими японским сектами.
Положения Сото привёз в Ниппон послушник Догэн, философ, (1200—1253), отличавшийся глубиной и оригинальностью мышления. Дух и тело в его учении представали едиными. Большое внимание основоположником Сото уделялось правильному питанию, не причиняющему вреда живым существам.
На эту тему Догэном было создано сочинение «Наставление дзэнскому повару» и дополнительные поучения, составившие религиозный сборник «Сёдзин рёри» (дословно – «кулинария, улучшающая суждения»). На основе положений этого сборника развивалась вегетарианская кухня в Японии. В состав блюд, подаваемых мирянами монахам, входили овощи, бобовые и злаковые.
Догэну не нравилось общение с высшими представителями власти, поэтому он распространял свои идеи в провинции, где они и находили последователей среди правителей местного уровня и простолюдинов. Позже Кэйдзан Сокин (1268—1325) ввёл реформы, и приверженцы Сото приступили к выполнению ритуалов эзотерической буддийской доктрины. В школу вовлекалось множество людей из народа.
Префектура Фукуи является местом расположения основного храма Сото – Эйхэйдзи. В монастырях Сото повседневная жизнь расписана по регламенту, потому что монашеское служение является одновременно и познанием пути.
Главным способом обретения пробуждения является медитация. В наши дни среди последователей этой школы очень много европейцев и американцев.
Нитирэн-сю
Нитирэн, основатель одноимённой школы, 16 лет своей жизни провёл, обучаясь в разных монастырях и в тэндайском Энрякудзи. Из усвоенного он понял, что самая суть буддийской Дхармы заключена в Сутре лотоса.
С этого момента он всегда и везде пытался донести эту мысль и публично заявлял об ошибочности учений других современных ему школ. За это он подвергался преследованиям, покушениям, нападениям и ссылкам и однажды чуть не был убит.
Но от своих проповедей не отступился. Вступив в конфликт с властями, он был приговорён, и казнь вот-вот должна была случиться, когда произошло знамение в виде света с небес и поверхности моря. Казнить его побоялись, и наказание было заменено на ссылку.
С этого момента он стал считаться бодхисаттвой, а то и буддой. Отбыв ссылку, написав в ней свои основные труды, Нитирэн жил на горе, его последователи возвели там храм Куондзи. Остаток жизни он посвятил своим ученикам и развитию учения.
Наследие Нитирэна заключается в мантре, распевая которую (практика Сёдай), можно добиться окончательного просветления: Наму-Мё-Хо-Рэн-Гэ-Кё. Эта мантра – Даймоку – прославляет Сутру Лотоса и выражает преданность ей.
Дзёдо-сю
Дзёдо-сю пришла в Японию из Поднебесной. В конце XII века монахом Хонэном стали проповедоваться её положения. Суть учения кратко состояла в необходимости творить добрые дела, чтобы спастись, и повторять хвалу Амитабхе: «Наму Амида-буцу».
Такой простой ритуал привлекал в секту большое количество последователей. Истинно верящих ожидала после отхода в мир иной Чистая Земля, парадиз будды Амитабхи. Буддийское учение Чистой Земли по-другому называется амидаизм.
Заключение
На этом, друзья, прощаемся с вами. Благодарим вас за поддержку блога! Делитесь статьей в социальных сетях, если она вам понравилась.
До встречи!