Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Наша сегодняшняя беседа будет, как всегда, познавательной – мы раскроем значение таинственного слова «виджнянавада». Статья ниже объяснит простыми словами, что это такое, унесет на несколько веков назад, чтобы поведать о ее истории, а также расскажет про ее особенности.
Что же, начнем!
Содержание:
Что такое виджнянавада
Немного истории
Особенности философии
Заключение
Что такое виджнянавада
Как мы знаем, в буддийской мысли существует две главные колесницы – Большая, или махаяна, и Малая, или хинаяна (приверженцы этого направления предпочитают название «Тхеравада«) Каждая из них имеет основные школы:
- хинаяна – представлена саутрантикой и вайбхашикой;
- махаяна – представлена мадхьямикой (известной также как шуньявада) и виджнянавадой.
Итак, виджнянавада воспринимается как школа махаяны, Большой колесницы. Она имеет несколько тождественных названий:
- йогачара – переводится как «практиковать йогу»;
- читтаматра – в переводе значит «только сознание»;
- дхармалакшана – значит «проявление дхарм»;
- виджнянавада – переводится «путь сознания».
Одно из названий — «йогачара» — учение получило благодаря священному писанию «Йогачара бхуми шастра», что значит «Учение о шагах практики йоги».
Как его ни называй, суть учения одна: существует так называемая «виджняна» – сознание, процесс познания. Только ее можно считать истинной, в то время как остальной мир вместе с окружающими явлениями, предметами остается за пределами реальности. Реален только тот, кто познает, а точнее – его сознание.
За это виджнянаваду именуют также субъективным реализмом. Восприятие реального мира субъективно, и для каждого субъекта существуют своя карма, из-за которой он видит мир так, а не иначе.
Большое место в учении уделяется практике йоги и медитации. При этом реальностью становятся образы, которые медитирующий видит при практике.
Центральным понятием в учении является «алая-виджняна» – «сознание-сокровищница», абсолютное познание, поток сознания, который не прекращается никогда. Он становится маховиком всех остальных уровней сознания для пробуждения.
Другими словами, виджнянавада – это учение о едином сознании, которое может считаться абсолютным. Согласно ей, образ сансары, где мы все пребываем, нереален, а а вот нирвана, которая ждет стремящихся к ней – как раз вполне реальна.
Немного истории
Родиной Виджнянавады является Индия, где она появилась приблизительно во 2-м столетии нашей эры. Однако окончательному образованию и расцвету школа обязана братьям Асанге и Васубандху.
Они жили в 4-5 столетиях, когда буддизм в Индии еще процветал: здесь было много монастырей, в которых обучали основам философии и где писались и переводились священные сутры. Главным из них считался монастырь Наланда, в котором трудились сами братья. Существует даже мнение, что основы йогачары были рассказаны асанге буддой Майтрейей, но многие ученые современности это отрицают.

Другим важным деятелем виджнянавады называют Дигнага и Дзармакирти, а к главным писаниям можно отнести «Ланкаватара-сутру» и «Таттвасанграху», написанную Шантаракшитой.
Философия школы достигла границ Тибета благодаря имени Атиши. В 7-м веке она стала известна в Китае, куда ее принес Сюаньцзан, и нашла отражение в школах фясан, дилунь, шэлунь. Также она распространилась в Монголии и в Японии как школа хосо-сю.
Сегодня учение йогачары распространено в Китае, в том числе и в Тибете, на Дальнем Востоке, в Японии и в Монголии.
Особенности философии
Виджнянаваду без прикрас можно назвать сложнейшим учением: как на уровне буддийской мысли, так и в масштабах мировой философии. Она объясняет, как сознание теряется в иллюзорности мира и учит, каким образом можно от нее избавиться. Видные деятели виджнянавады более позднего периода используют для этого логику.
Многие мысли йогачары отразились также в других махаянских направлениях, в формировании третьей колесницы, Алмазной, или Ваджраяны, в том числе школы тантры. Но особое воздействие осуществилось на одно из тибетских направлений – ньингма.
Виджнянавада называет 3 природы сознания, которые соответствуют определенным уровням реальности:
1. Парикалипта – воображаемое сознание. Оно отражает иллюзорный мир с его заблуждениями, ложными явлениями, предметами. Иллюзии возникают из-за неправильных концепций, ошибок, необъективности.
2. Паратантра – зависимое сознание. На этом уровне раскрывается относительная истина, взаимозависимость всего происходящего на основе опыта.
3. Паринишпанна – абсолютное сознание. Этот уровень предполагает истинное восприятие вещей, вне зависимости от принятых концепций. Он воспринимается как сознание-сокровищница.
Вместе эти три уровня сознания помогают понять, что мы можем видеть мир в искаженном виде, а для правильного восприятия нам следует полагаться не только на органы чувств, но и, в первую очередь, на сознание.
Отличной иллюстрацией подобного знания могут быть умозаключения:
- мне кажется, что это змея, но в действительности это канат;
- я осознаю, что передо мной не змея, а канат;
- я осознаю, что канат состоит из нитей, которые сплетены друг с другом.
Модель познания в виджнянаваде объясняет пребывание всего сущего в череде перевоплощений, то есть цикличность сансары. Она отвечает на вопросы о перерождении и кармических последствиях.
Во главу всего ставится алая-виджняна. Она запоминает действия события, а затем хранит как память, чтобы в будущем напомнить о них.
Для обозначения этого механизма применяется метафора «биджа», что означает «семя». Каждое действие сеет свои семена, и впоследствии вырастает то, что мы «посадили» своими поступками. А значит, мы должны будем пожинать плоды того, что сделали: совершили хорошие поступки или плохие.
Семена могут всходить и в следующих жизнях. От этого будет зависеть, где, когда, кем и в какой среде мы родимся.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Сегодня мы вместе узнали, что такое виджнянавада и в чем заключается суть данного учения. Хочется верить, что эта статья оказалось полезной для вас.
Спасибо за то, что активно поддерживаете блог — делитесь ссылками на статьи в социальных сетях)
Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на сайт, и будем искать истину вместе!
До скорых встреч!
Очень интересная статья. Спасибо вам за вашу работу.