Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Китайская культура – одна из самых древних на планете. Среди всех направлений особенно выделяется живопись, которая появилась еще в неолитовую эпоху и с тех пор постоянно развивается, трансформируясь во все новые направления.
Художники Китая стоят особняком среди своих коллег в остальном мире, и сегодня они занимают первые строчки в рейтинге самых высокооплачиваемых художников планеты. Именно о них мы хотим поговорить сегодня.
В статье ниже – истории о великих живописцах с древних времен до нашего времени.
Содержание:
Зарождение живописи
Время перемен
Современность
Заключение
Зарождение живописи
Нет единого мнения насчет того, когда зародилась живопись в Поднебесной. Официальная версия называет «родителями» китайского изобразительного искусства квартет художников, творивших в 4-8 столетиях:
- Гу Кайчжи;
- Лу Таньвэй;
- Чжан Сэньяо;
- У Даоцзы.
Но проведенные раскопки подталкивают археологов на мысль, что первые мастера кисти появились за тысячелетие до этого. Споры на этот счет не утихают до сих пор.
Национальный живописный стиль в Китае называется «гохуа». Он появился в неолитовую эпоху и дожил до нынешних времен.
Уже тогда оформились главные мотивы рисунков:
- растения;
- цветы и птицы;
- животные;
- портреты;
- пейзажи.
Остановимся на некоторых художниках, которые стояли у истоков искусства.
Гу Кайчжи
Родился в Цзиньскую эпоху, а именно в 344 году в южной части Поднебесной. Происходил из знатного рода, в числе которого значились многие чиновники и государственные мужи.
Самого художника современники называли странным, если не сказать «чудаком». Его выходки, а также работы отличались эксцентричностью с налетом волшебных мотивов. Кроме способности к художеству он открыл в себе талант поэта.
Главные картины Гу Кайчжи представляют собой прямоугольные, вытянутые, горизонтально ориентированные свитки;
- «Мудрые и добропорядочные женщины»;
- «Наставления старшей придворной дамы»;
- «Фея реки Ло».
У Даоцзы
Жил и творил в период империи Тан – родился в 685 году там, где сейчас находится район Хэнань, умер в 740 году. Детство было незавидным: мальчик в раннем возрасте стал сиротой, жил бедно. Но природа наградила его недюжинным художественным талантом, благодаря которому уже в возрасте 15 лет он мог прокормить себя.
Карьера начиналась с заказов от частных лиц и храмов. Всего насчитывается порядка трехсот работ с изображением экстерьеров и интерьеров построек, дворцов, храмовых комплексов. Известная его работа – портрет Конфуция.
У Даоцзы овладел многими техниками в живописи:
- был в числе создателей стиля китайских пейзажей – шань-шуй;
- прекрасно передавал сюжеты – жэнь у;
- рисовал тушью бамбуковое растение, что тоже было отдельным направлением – мо-чжу;
- владел техникой трехмерного изображения и оптических иллюзий.
Ван Си Мэн
Один из известных, но в то же время таинственных художников времен раннего средневековья. Он родился в эпоху Сун, в 1096 году, а год смерти доподлинно неизвестен. Предполагается, что это был 1119 год.
Его биография покрыта тайной, многие моменты из его жизни неизвестны. Он учился в Академии художеств при императоре, которым и был замечен.
Единственная работа Ван Си Мэна, дошедшая до нынешних времен, – свиток под названием «Горы и воды на тысячу ли». Критики называют его шедевром пейзажа. Сейчас он хранится в Пекинском музее.
Свиток представляет собой полотно размером больше чем 0,5 метра в ширину и 1,1 метра в длину. Работа выполнена тушью и натуральными красками.
Цветовая гамма была необычайно яркая для тех времен, когда многие придерживались монохромной живописи тушью. Возможно, поэтому картина не была оценена современниками по достоинству, лишь спустя годы получив всеобщее одобрение.
О дальнейшей судьбе художника известно лишь из слов Цай Цзиня, премьер-министра императорского двора. Он писал, что автором свитка был юноша лет восемнадцати, а несколько лет спустя он умер в молодом возрасте.
Ван Мэн
За эпохой Тан и Сун последовали времена династий Юань, Мин, Цин. Художественные работы этих трех эпох вобрали в себя особенности стиля Сунской империи.
Одним из «Четырех великих мастеров эпохи Юань» стал Ван Мэн. Он родился в 1308 году в семье аристократов-художников: картины писали его отец, дядя и дед по материнской линии. Именно дедушка посвятил его в основы искусства – так происхождение определило будущую профессию мальчика.
Ван Мэн был способным учеником и, кроме живописи, любил заниматься поэзией, каллиграфией. Но основным родом его деятельности была государственная служба – к 35 годам он был на небольшом посту в администрации. Однако политическая власть в стране поменялась, стала властвовать династия Мин, и Ван Мэн вынужден был прекратить карьеру.
Тогда мужчина решил посвятить себя творчеству и переехал ближе к городу Ханчжоу, поселившись на горе, а в 60-х годах 14 века перебрался в город Сучжоу. Там он написал множество своих знаменитых картин и стал весомым членом местной творческой элиты.
Художник любил писать пейзажи. Но его стиль был далек от реализма, скорее ближе к экспрессионизму: горные пики специально немного искажены, будто напряжены от проходящих вибрационных волн.
Выделяют три главных труда-свитка мастера:
- «Жилище в горах Цинбянь»;
- «Скромное пристанище»;
- «Лесная пещера в Цзюйцюе».
В 1380 году художник был арестован по политическим причинам и скончался в тюрьме спустя несколько лет.
Время перемен
16-17 столетия, когда по всему миру европейцы стали завоевывать южные колонии, стали временем изменений и для Поднебесной. Хотя она не подвергалась гонениям со стороны стран Европы, западная культура неизбежно повлияла на китайскую живопись. Первым человеком, соединившим мотивы Китая и Запада в изобразительном искусстве, стал Джузеппе Кастильоне.
Джузеппе Кастильоне
Родившись в Милане в 1688 году, итальянец в 1715 году переехал в Китай, где стал монахом, занимался миссионерской деятельностью, а позднее проявил себя одним из выдающихся творцов 18 века.
Его художественные и архитекторские способности по достоинству оценил правитель Цяньлун. В 50-х годах Джузеппе Кастильоне, принявший китайское имя Лан Шинин, возвел для него дворец в Пекине.
Тогда же Лан Шинин был удостоен мандаринского сана. В живописи он чудесным образом объединил европейские и китайские стили, благодаря чему стал популярен и задал новый вектор развития изобразительного искусства Китая. Он открыл для китайцев масло, гравюры из меди, натюрморт.
После смерти в 1766 году мастер был похоронен с почестями на пекинском кладбище.
Чжан Дацянь
После падения китайской империи в 1911 году многое изменилось в художественном мире. При императоре большинство художников относились ко дворцу, а с новой эпохой искусство ушло в массы, что незамедлительно отразилось на стиле. Одним из видных художников того времени стал Чжан Дацянь.
Он родился в последний год 19 века – в 1899 году. Свое имя получил, когда принял прибежище в буддизме и стал буддийским монахом – оно означает «миллиард вселенных». Правда, скоро художник решил вернуться обратно в свет.
Дацянь был профессором в Нанкинском университете, преподавал художественные дисциплины. За всю свою жизнь он написал порядка сорока тысяч картин: пейзажных, портретных, натюрмортов. В 50-е годы художник познакомился со своим коллегой из Испании и всерьез увлекся экспрессионизмом, что не могло не сказаться на творчестве.
Даже после смерти мастера в 1983 году картины продаются на аукционах за огромные деньги. К примеру, одну из его картин в 2014-м приобрели почти за 16 миллионов долларов. Секрет успеха художника – в собственном неповторимом стиле, а также технике использования дорогого тонкого шелке в качестве холста.
Ци Байши
Ярчайшим художественным деятелем 20 века стал Ци Байши. Он родился в очень бедной семье крестьян в 1864 году, но позже стал последователем интеллектуальной живописи – тем самым вобрав в себя два трудно сочетаемых стиля жизни.
Уроки деда не прошли даром – к шести годам мальчик умел рисовать, а также занимался деревянной и каменной резьбой, поэзией. Благодаря упорному труду он стал мастером, знаменитым не только в Китае, но и за рубежом. Серия его картин с креветками в 20-е годы стала популярна среди японских и французских ценителей искусства.
Ци Байши мог создавать больше сотни картин в год.
Позже Ци Байши стал популярен на всем Западе. В 1955 году его удостоили Премии Мира.
Спустя 2 года художник умер, но даже сегодня его работы продаются с небывалым успехом. Самый знаменитый триптих «Орел на сосне» продали за 66 миллионов долларов, а все картины оцениваются в 169 миллионов долларов.
Современность
Можно сказать, что в настоящее время китайская живопись переживает новое рождение, а мастера из Поднебесной очень востребованы на современном арт-рынке. Согласно созданному списку из ста самых популярных и дорогих художников мира, почти каждый второй из этого списка – китаец. Расскажем о самых ярких представителях современности.
В городе Шэньчжэнь есть райончик, который называется деревней художников Дафен. Он находится между станциями метро «Мумианван» и «Дафен» и обязателен для посещения. Здесь продаются многочисленные репродукции мировых шедевров, а местные художники творят прямо здесь, в своих мастерских.
Цзэн Фаньчжи
Многие без тени сомнений называют его настоящим лидером китайского арта. Он входит в тройку самых дорогостоящих художников Поднебесной, а его работы скупаются лондонскими, нью-йоркскими, гонконгскими, шанхайскими ценителями искусства.
Мастер родился в 1964 году и застал культурную революцию. На творчество оказали влияние модные тогда поп-арт и экспрессионизм. Новые картины отдают символичностью с тенью надвигающейся тоски.
Известнейшая картина – своеобразная репродукция «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. На полотне размером 4*2 метра Иисус с апостолами сидят за столом, поедая арбуз. Иисус и одиннадцать соратников облачены в красные галстуки, олицетворяющие пришедший коммунизм, и только Иуда сидит в желтом галстуке – символе империи.
На аукционе в Гонконге работу купили более чем за 23 миллиона долларов. Другое популярное творение – диптих из серии «Маски», проданное почти за 10 миллионов.
Чжан Сяоган
Сяоган был в списке первейших представителей китайского искусства на мировой арене. За рубежом он дебютировал в 1995 году, когда на биеннале в Венеции представил несколько работ, выполненных в стиле портретной живописи времен Мао Цзэдуна.
Свои первые картины Чжан предлагал друзьям и знакомым за 100 евро. Сейчас одна его работа может стоить десяток миллионов долларов.
Хэ Цзяин
Хэ Цзяин в работах отображает видение китайцев на классическую мировую и в особенности русскую живопись. Некоторые картины могут напомнить мотивы русских народных сказок и полотна известных художников, например Васнецова.
Ярким примером является работа «Весна. Королевское купание», которая вобрала в себя две картины Боттичелли, стилизованные на китайский лад: «Венера» и «Весна».
Творец работает с маслом и акварелью. Его произведения пользуются спросом среди коллекционеров – только в нашем десятилетии было куплено больше пятисот картин на сумму, превышающую сто миллионов долларов.
Бови Ли
Художник отличается тем, что создает картины из рисовой бумаги и шелка, изготавливаемого из шелковицы или коры специального дерева. Эта работа филигранна, потому что рисовая бумага и шелк очень тонкие, требуют бережного обращения. По итогу получаются легкие, практически невесомые, изящные черно-белые работы.
Сам Бови Ли родился и начал творить в Гонконге, но сейчас перебрался в американский Питтсбург. С каждым годом мастер обретает все большую известность.
Заключение
Живопись Китая — уникальное явление в мировом искусстве. С течением времени она постоянно развивалась, вбирая себя новые подходы и стили художников. Уникальность их творчества заключается в том, что, несмотря на сильное влияние Запада, творцам Поднебесной всегда удавалось показать в картинах непревзойденный китайский стиль, который нельзя спутать ни с чем иным.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам понравилась статья, и вы немного ближе познакомились с искусством Китая. Мы будем рады, если вы поддержите нас — делитесь статьей в социальных сетях, рассказывайте друзьям, оставляйте комментарии.
До встречи!