Морин хур — музыкальный инструмент Монголии

монгольская скрипка

Здравствуйте, любознательные читатели.

В этой статье мы расскажем вам о монгольской народной музыке и об одном из уникальных смычковых музыкальных инструментов, при помощи которого она исполняется. Морин хур – музыкальный инструмент, который впервые упоминается в письменных источниках монгольской империи XIII – XIV веков.

Содержание:
Варианты названия
Особенности создания инструмента
Конструкция
Легенды о происхождении
Области использования
Применение в сельском хозяйстве
Заключение

Варианты названия

В Российской Федерации тувинцы, буряты и калмыки тоже играют на похожих инструментах, но они имеют несколько другие названия:

  • Игил (чоор) в Туве.
  • Моринхур в Бурятии.
  • Икэл в Калмыкии.

«Мори́н» в переводе с монгольского значит «конь», «ху́ур» — «музыкальный инструмент».

Особенности создания инструмента

Вначале в стране были древние инструменты, из которых мелодия извлекалась при помощи рта: бамбуковые флейты. Затем люди стали замечать, что звук возникает, если две тетивы луков потереть друг о друга.

бурят

Морин хуур является представителем следующего поколения за вышеперечисленными и предком современных струнных смычковых инструментов с нейлоновыми и стальными струнами. Точно неизвестно, когда его создали — по некоторым оценкам это было две – три тысячи лет назад; а в своём классическом дизайне, с головкой грифа в виде вырезанной из дерева головы лошади, он появился около тысячи лет назад.

Одним из свидетельств того, что монгольская скрипка, как называют морин хуур за рубежом, пришла из древности, является то, что две её струны были первоначально сделаны из волоса конского хвоста.

Это было связано с обычным образом жизни кочевников, так как иметь такой инструмент мог позволить себе только тот, у кого была лошадь.

Конструкция

Струны символизировали мужское и женское начало и были изготовлены, соответственно, из ста сорока — ста шестидесяти хвостовых волосков скакуна и ста — ста двадцати кобыльих.

Игра на моринхуре

Общее количество волосков должно было равняться триста шестидесяти пяти, что соответствовало длине календарного года. Кроме того, это символизировало, что год от года жизнь монголов, полная песен и плясок, по-прежнему, весёлая и беззаботная.

Скакун должен был быть непременно резвым, чтобы придать хорошее звучание инструменту. Мастера, изготавливающие струнные инструменты, предпочитали конский волос белых жеребцов. Его качество зависело от питания животных, климатических условий и предварительной обработки.

Благодаря всему этому, мелодия звучала так, как будто бы её играли на дюжинах струн. Так как нет никаких отметок, показывающих, где какие ноты брать, исполнение требует от играющего  недюжинного умения и точности.

Несмотря на конструкцию, гармонизирующую «инь» и «янь» начала, считалось, что играть на моринхуре должен мужчина. Однако среди исполнителей нередко встречаются и женщины. 

Первоначально корпус инструмента был обтянут сверху и снизу кожей верблюда, лошади, козы или овцы, а резонаторные отверстия находились по бокам. Считается, что этот вид обработки резонаторного ящика лучше сочетается по звучанию с  горловым пением, исполнением протяжных песен, биэлгээ – алтайского танца, в котором задействованы кисти рук, плечи и ноги, а также эпических поэм и традиционной татлаги – сольного звучания инструмента.

В тридцатых годах прошлого века монгольские скрипачи начали путешествовать в другие страны. Но кожаный корпус ссыхался под воздействием высоких температур и растягивался под влиянием большой влажности.

Так корпус стал деревянным, а отверстия теперь располагаются в верхней деке и имеют f-образную форму, как у европейских собратьев.

отверстия в деке морин хуура

Смычок выполняется из дерева в виде дуги. С него свободно ниспадает пучок конских волос. Их можно зажимать пальцами и регулировать силу натяжения, что влияет на тембр звучания. Весь инструмент чуть больше метра в длину.

Из чего бы ни был сделан морин хуур, есть ряд музыкальных произведений, которые исполняются только в его сопровождении. Прежде всего, это мелодии, где передаётся лошадиный аллюр, символически изображаются животные и звуки, которые они издают, их привычки и поступь.

Легенды о происхождении

Так как лошадь считается священным животным  в Монголии, то морин хуур создавался, чтобы воздать хвалу отношениям человека и лошади и подчеркнуть единство их духа. Поэтому звук инструмента сравнивается с лошадиным ржанием (в некоторых музыкальных произведениях оно специально имитируется), а также со степным ветром — он полон тоски и вольнолюбия.

скакун в Монголии

Одно из сказаний о происхождении этого инструмента гласит, что некий пастух по имени Намджил, живший в восточной Монголии, перебрался в западную ее часть в связи с призывом на военную службу. Его голос был таким звонким и так проникал в душу, что местные жители любили слушать его пение и прозвали его Намджил-кукушка.

Он влюбился в красавицу-принцессу и по окончании службы получил от неё в подарок летающего коня, дабы встречаться с ней ночами. Вернувшись к родителям, он три года летал к принцессе, чтобы повидаться с возлюбленной.

В то время по соседству жила одна ревнивая женщина, которая могла разлучать пары и легко заставить людей поссориться. Она заметила необычные свойства коня Намджила и захотела причинить вред юноше.

Ревнивица обрезала скакуну крылья, и он умер. Горюющий пастух смастерил себе скрипку из останков мёртвого друга, чтобы играть трогающие душу и полные боли утраты песни о своём коне.

пастух с конем

Другая легенда приписывает изобретение морин хуура  мальчику по имени Сухэ. Его господин подло лишил жизни коня, доставшегося мальчику в качестве приза.

После этого дух лошади навестил хозяина во сне и подробно рассказал, как сделать из тела лошади инструмент. С тех пор эти двое больше никогда не разлучались и не были одиноки.

По преданию, даже у Чингис-хана был собственный золотой хуур, к которому он относился с трепетной любовью и готов был подвергнуть казни всякого, кто посмел бы прервать их совместное пребывание. В эру его правления знаменитый уличный скрипач Аргасан играл на этом инструменте, которому выказывали своё почтение как «Государственной золотой скрипке».

Чтя древнюю традицию, монголы поместили «ханскую скрипку» в 1992 году в правительственный дворец.

музыка в степи

Области использования

Применение этого инструмента варьируется в зависимости от цели. Морин хуур нужен:

  • Для декоративной цели
  • Чтобы аккомпанировать
  • При сольном исполнении мелодии
  • В ритуалах
  • Для взаимодействия с животными

Если кто-то, навещая семью, играет на их морин хууре, он тем самым выражает уважение к хозяевам. Поэтому овладеть игрой на этом инструменте считается одной из важнейших целей, которую должен ставить себе человек.

С морин хууром нужно обращаться вдумчиво, так как он обладает великой силой. Если играть на нём ночью вне дома, можно вызвать духов. А класть на кровать его вообще не рекомендуется, так как ребёнок будет плакать по ночам.

В древности на нём играли, прямо скача на лошади перед началом битвы. Считалось, что это мотивировало воинов на победу.

В пустыне Гоби принято читать молитвы под звучание морин хуура.

Применение в сельском хозяйстве

Одним из интересных фактов о хууре является то, что он применяется, когда верблюдица-мать отказывается в силу пережитого стресса или иных причин от своего новорожденного малыша. Ей проигрывается мелодия в низких тонах — хоослох — чтобы привязать их друг к другу. Даже если верблюдица умирает в родах, верблюжонка возможно пристроить к другой матери, используя эту технику.

верблюдица с верблюжонком

Про это удивительное явление был снят документальный фильм, под названием «Мелодия верблюдицы», который удостоился первого приза на Московском международном кинофестивале в конце XX столетия. Позже к нему был снят римейк «Слёзы верблюдицы», который выдвинули на Оскара уже в начале нашего века как «лучший полнометражный документальный фильм».

Заключение

Этот инструмент является частью наиболее ценного культурного наследия Монголии.

Под аккомпанемент морин хура исполняются монгольские протяжные песни, которые в две тысячи пятом году были включены в Список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Монголы настолько любят этот инструмент, что хранят его дома в месте, которое находится напротив наиболее священного уголка помещения. Считается, что иметь его очень желательно, что семьи, обладающие им – «полные», а утратившие его – «овдовевшие».

На этом мы прощаемся с вами.

Друзья, мы будем благодарны, если вы поделитесь статьей в социальных сетях!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.