Приветствуем вас на нашем блоге, дорогие читатели!
Мы продолжаем исследовать удивительный мир Востока, углубляться в его культуру, прикасаться к прекрасному – искусству и, в частности, к музыке. Тема нашего сегодняшнего разговора пойдет про тайские музыкальные инструменты.
Прочитав статью ниже, вы узнаете, каковы особенности тайской музыки, как она складывалась, какие основные стили имеет, но главное – какими народными инструментами может удивить. Итак, начнем наше путешествие в музыкальный мир востока.
Содержание:
История и стили музыки
Виды инструментов
Описание
Заключение
История и стили музыки
Тайская национальная музыка не такая популярная, а в последнее время ее вовсе можно услышать по большей части только на специальных концертах и этнических фестивалях. Но именно поэтому традиционная музыка Таиланда ценится очень высоко.
Она сильно отличается от того, что привычно европейскому уху. Дело в том, что октава здесь состоит лишь из тонов, в то время в Европе она включает еще и полутона. Из-за этого тайские мелодии кажутся нам скачущими, с налетом резкости и мелизматики.
Мелизматика – это особенность музыки, при которой звуки и ноты стремительно меняются, а на один слог текста может приходиться несколько нот.
Условно всю тайскую музыку можно поделить на традиционную классическую, народную и современную. Народная складывалась в основном по мотивам древних сказаний, баллад.
Классическая появилась приблизительно восемь столетий назад, а современная стала складываться в последние десятилетия под влиянием европейских направлений, которые довольно быстро укореняются в культуре страны из-за огромного туристического потока.
Изначально местные музыкальные направления и произведения «перекочевали» извне: из китайской, индийской, кхмерской, лаосской, бирманской, малазийской, индонезийской, персидской культур.
Несмотря на то, что колонизация обошла Таиланд стороной, западный отпечаток в колониальный для Азии период тут тоже имел место быть. Однако в Таиланде все чужестранные мотивы обретали собственное характерное, уникальное звучание.
В связи с этим сложилось несколько тайских музыкальных стилей:
- Лук Тхунг – родившись в 1937 году, он не терял популярности и в наши дни даже заслужил отдельную радиоволну. Этот жанр повествует о привычной жизни крестьян, полной тягот, лишений и упорной работы.
- Хат Льюн – название стиля переводится как «мелодии, которые перемежаются». Самые популярные композиции в этом стиле – куан ланг, которые играют на свадьбах.
- Мо Лам – музыка родом с лаосских земель. Тематика такая же, как в Лук Тхунге – тяжелая жизнь бедных людей. Но особенность заключается в ритме – он похож на рэп. Мо Лам распространен в северо-восточной части королевства. Для него характерен звук инструмента кхен – своеобразного органа из бамбука.
- Кантрым – он имеет кхмерские корни и потому распространен в северной части, ближе к камбоджийской границе. Мелодии отличает четкий ритм.
- Малай – жанр распространился на юге, вдоль малазийской границы, откуда он и был заимствован, а вернее – принесен местными тайцами, которые исповедовали ислам. Малай по звучанию похож на симбиоз музыки малазийцев и арабов.
- Сарама – стиль больше известен как пленг муай. Произведения сарама, которыми часто сопровождаются соревнования по тайскому боксу, исполняют обычно четверо музыкантов. Сначала мелодия отличается неторопливостью, торжественностью, а затем наблюдается ускорение.
- Пхип-хат – оркестровое направление, которое представляет собой аккомпанемент для театра и танцев. Обычно это гармоничная смесь пары инструментов.
Виды инструментов
Выделяется несколько категорий тайских инструментов:
- струнные щипковые – сынг, тьякхе;
- струнные смычковые – сау сам сай, сау банг, кхим;
- духовые – гобой пинай, пи, кхуен, кхлый;
- ударные – клонг, крап, чап, кхонг, чинг.
Далее мы остановимся на некоторых из них более подробно.
Описание
Итак, давайте познакомимся с тайскими инструментами поближе.
Пи Джава
Этот духовой инструмент, пришедший с индийских территорий, напоминает кларнет или стилизованную дудку. Он имеет типичную для музыкальных родственников конструкцию.
В основе – цилиндрическая 25-сантиметровая трубка с семью отверстиями из деревянного ствола или слоновой кости. Пи Джава часто применяется по военным праздникам, сопровождает парады, спортивные состязания.
Жители Таиланда считают звук Пи Джавы священным.
Клонг
Клонг – парный индонезийский барабан. Обе части деревянные, 58-сантиметровые. Однако один, именуемый «на руи», что значит «свобода», – 20-сантиметрового диаметра, а второй, «на тан», или «внешний» – 18-сантиметрового. По обеим сторонам цилиндров есть кожаная мембрана.
На клонгах необходимо играть одновременно, в барабанной паре. Более высокий тон соответствует мужскому началу, более низкий – женскому. Для игры используют ладони или подушечки пальцев.
Чинг
Тоже парное устройство, представляет собой две емкости в виде чаш или конусов. Часто в качестве емкостей используются две половинки кокосовой скорлупы или тарелочки из бронзы.
Размеры этого ударного инструмента весьма скромные – около 4,5 сантиметров в окружности и порядка 6,5 сантиметров в длину. Обе части чинга скреплены между собой небольшой веревкой или лентой, а звук извлекается от стука по принципу барабанной установки. Мелодию чинг приятно слушать на специальных этнических концертах, обрядах буддизма, при проведении раундов тайского бокса.
Также в музыке Тайланда достойное место заняли:
- Тьякхе – относится к семейству струнных щипковых, индийского происхождения, чем-то похож по строению на гитару. Корпус изготавливается из дерева и достигает примерных размеров 25 на 145 сантиметров. Имеет три струны: две высокозвуковые – шелковые, третья, с низким звучанием – медная.
- Кхим – заимствованный у китайцев инструмент, похож на гусли. Для игры требуются две специальные палочки из бамбука со смягченными с помощью кожаной накладки наконечниками, благодаря чему звук получается довольно легким, приглушенным. Кхим имеет деревянный корпус в виде трапеции. Всего насчитывается 42 струны, выполненные из меди: 14 групп по три штуки. Кхим может быть в составе оркестра, но при этом самодостаточен и способен выступать отдельно.
- Рамана – барабан с плоской мембраной с обеих сторон.
- Тьакау – гитара крупных размеров. Музыкантами с тьакау являются обычно представительницы женского пола.
- Кхуен – особая губная гармошка, выполненная из бамбука. Она была привезена с лаосских территорий еще до нашей эры, а сейчас распространена на северо-западе королевства. Внутри есть небольшой воздушный клапан, в результате чего тональность становится похожей на скрипичную.
- Сау – разновидность смычкового инструмента, один из старейших и самых известных. Он производится из половины кокоса, а каждое изделие может отличаться от другого числом струн и силуэтом. Этот инструмент также делится на подвиды: сау о и сау донг с двумя струнами, сау сам сай с тремя струнами.
- Суенг – тайская лютня с тремя струнами.
- Пи – флейта, сделанная из бамбука, представляет собой вид гобоя.
- Кхлый – бамбуковая, деревянная или пластиковая флейта, ориентированная горизонтально. Мелодия извлекается благодаря внутренней мембране. По размеру может быть разным: малый, средний, крупный.
- Ранат – инструмент категории ударных, напоминающий ксилофон. Вид слегка изогнутый, похожий на небольшой корабль.
Заключение
Музыкальные инструменты Таиланда отличаются своим многообразием. Несмотря на то, что многие были заимствованы у соседей, здесь они обрели абсолютно новое, неповторимое звучание и уникальный внешний вид.
Благодарим вас за то, что были с нами, дорогие читатели! Пусть ваша жизнь будет наполнена только приятной музыкой. Если вы хотите и дальше открывать прекрасный азиатский мир, присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог и рекомендуйте статьи друзьям в социальных сетях!
До скорых встреч!