Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Продолжая серию статей на тему культуры азиатских стран, стоит более подробно поговорить также про традиционные японские танцы. Они слишком не похожи на привычные нам, неизбежно манят и вызывают вопросы. Когда они появились, в каких видах, стилях и школах существуют, в чем заключается их особенность, какие аксессуары используют танцоры – обо всем этом мы узнаем из статьи ниже.
Будет интересно и познавательно!
Содержание:
О главном
Два вида
Другие разновидности
Школы
Заключение
О главном
Танцы в Японии традиционно принято называть «нихон буе», но, если разобраться с этимологией, это не совсем верно. «Бу» означает хореографию Средних веков вообще, а «е» указывает на принадлежность к периоду Эдо – к XVIII столетию. То есть «буе» – это танцы эпохи Эдо, являющиеся разновидностью танцевальной части театра кабуки, хотя в современности этим словом обозначаются японские танцевальные представления в целом.
Народные танцы развивались в совокупности с другими видами искусства – каллиграфией, театром, литературой, музыкой – и, подобно им, обладают по-японски самобытными и немного странными для европейца чертами. Сочетание плавных и резких жестов, ярко очерченная мимика, удивительные костюмы и яркий макияж – всем этим вооружаются танцоры-японцы.
Однако в большинстве своем японская хореография не приемлет «рваных» движений. Все позы, именуемые «ката», заранее известны и отточены до совершенства. Они обладают неспешностью, граничащей с неподвижностью: корпус большую часть времени остается на одном месте, и только кисти, плечи, голова изменяют положение в пространстве.
Движения героев должны будто скользить, поэтому танцуют или в помещении со специальными татами на полу, или на оборудованной сцене. Композиция строится по определенной модели «дзе-ха-кю», применяемой также в литературе, театре, даже чаепитии. Смысл ее состоит в том, что все действия последовательны:
- дзе – вступление, чтобы подготовить зрителя, передать атмосферу; длится дольше остальных частей;
- ха – развитие событий, содержащее кульминационный момент;
- кю – неожиданная развязка; самая короткая по продолжительности часть.
Японцы верят, что хореография, наряду с каллиграфией, икебаной и другими видами декоративно-прикладного искусства, отлично сказывается на культурном развитии девушек и раскрытии их женской энергии.
Два вида
Можно выделить два основных вида национальных танцев:
- Май
Буквально означает «вращаться», это понятие указывает на свои истоки — раньше в храме женщины совершали ритуальные танцы, двигаясь по кругу, при этом они держали различные растения. Таким образом они молили божеств даровать им плодородное и спокойное состояние.
Подобный ритуал стал основой для танца – умиротворенного, мягкого, сдержанного. Он также послужил базой для театрального представления в традиционном стиле но. В данном случае танцы с веерами стали символизировать хождения с растениями.
- Одори
Термин переводится как «прыгать», и в этом есть смысл — в таком танце движения резкие, как перед прыжком, довольно грубые и отрывистые. Изначально подобный вид появился вследствие школы буддизма дзедо, куда входили многие крестьяне. Позже он постепенно трансформировался в отдельный вид искусства – знаменитый на всей планете театр кабуки.
До первой половины XVII столетия в качестве актеров театра кабуки нанимали только девушек, но затем вышел указ правительства, запрещавший представительницам прекрасного пола играть в этих театральных постановках. Тогда их место, даже на роли женщин, заняли мужчины.
Другие разновидности
Танцы в Стране восходящего солнца появились больше тысячелетия назад. В первых поэтических антологиях «Нихонги» и «Кодзики» можно найти легенды, повествующие о солнечном божестве Аматэрасу. Богиня спряталась в пещере, но ее внимание привлекли танцевальные движения божества Ама-но, и та выглянула из прикрытия.
Этот вид носит название «кагура» и считается древнейшим в Японии. Кроме того, существует еще несколько разновидностей танца, которые появлялись с течением времени:
- Мим-гигаку – заимствованный с китайских и корейских территорий, насквозь пропитанный символизмом. Танцоры, которыми в основном были мужчины, облачались в яркие костюмы льва и показывали акробатические трюки. Существует несколько вариаций, например, мим-гагаку самураев.
- Фуро – придворная хореография XII-XIII веков, олицетворяющая императорскую беседу с министром. Вообще в танцевальных представлениях при дворце могли участвовать даже маленькие мальчишки и девчонки.
- Сургаку – отличающийся ритмикой, экспрессивностью, является частью представления в сопровождении музыки.
- Ковакамай – танец трех мужчин по аккомпанемент воинственного хора и музыкальных инструментов: барабана, дудочки.
- Нэмбуцу – ритуальный танцевальный номер, исполняемый в буддийских монастырях в дни поминовения.
- Льоманзай – исполняется преимущественно в Новый год и предназначен для мольбы о мире и удаче в предстоящем году. Обязательный аксессуар – веер, а танцоры изображают птиц, растения, лодочки, что само по себе являет олицетворение счастья.
- Сакура – торжество весны, солнца, ясного неба и цветков сакуры. Хореографические па неизменно выполняют девушки.
- Буто – современный вид, чувственный, полный экспрессии. Исполнители толстым слоем намазаны гримом и наполовину обнажены, а движения призваны показать поиски смысла бытия, внутреннюю опустошенность.
Все эти и многие другие танцы можно наблюдать воочию на танцевальном фестивале Ава, проводимом ежегодно в середине августа в городе Сикоку.
Школы
В современной Японии существуют различные танцевальные школы, а хореография всегда входила в программу обучения гейш. Здесь существует так называемая методика «иэмомото», где во главе учреждения стоит человек-профессионал, избирающий учебную программу для преподавателей, выдает лицензии, составляет композицию. Он же выбирает необходимые аксессуары — веер, меч, зонтик, головной убор или маску.
Японцы, начавшие обучение и достигшие неплохого уровня мастерства, могут все равно всю оставшуюся жизнь посвятить оттачиванию навыков. Если говорить о названиях конкретных школ, связанных направлением, то к основным можно причислить Фудзима-рю, Накамура, Бандо, Ивада, Нисикава и многие другие.
Заключение
Итак, традиционная хореография Японии – это отдельный вид искусства, без которого, пожалуй, не был бы полноценным ни театр, ни музыка. Условно танцы можно поделить на два вида – май и одори, но за всю многовековую историю сложилось немало конкретных танцевальных шедевров, которые нельзя отнести ни к одному из этих видов, и в наше время появляются все новые.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Хочется верить, что вам было интересно снова узнать что-то новое про великую японскую культуру. Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на рассылку по электронной почте — и продолжим искать истину вместе с вами.
До скорых встреч в нашем блоге!