Здравствуйте, уважаемые читатели! Недавно мы рассказали вам о самых известных российских буддийских монастырях, и сегодня этот список пополнят другие интересные буддийские святыни России.
Содержание:
Возрождение
После долгих лет репрессий и гонений советского периода буддизм начал своё возрождение в нашей стране с того, что в Бурятском институте общественных наук при Сибирском отделении Российской Академии Наук начала работать группа буддологов.
Одновременно с этим начались работы по реставрации тех буддийских храмов, которые уцелели, и возведению новых культовых сооружений.
Батор Буянтуев написал о печальных фактах в жизни российских буддистов своё стихотворение «Памяти лам Анинского дацана»:
«Белый лотос буддийской веры,
Цветет над моею древней землей.
Любуются люди Абая-Гэсэра
Живого цветка неземной красотой.Сквозь время, кровавые драмы,
Прошла желтая вера отцов.
Брели по этапам мирные ламы,
Умирая среди леденящих снегов,Когда попирались закон и устои,
Ламы хранили священный обет.
Злое глумленье над богом Буддою —
Горький российский сюжет.За несколько слов из молитвы,
Не поняв их смысла и сути,
В пылу разгоревшейся битвы,
Лам к стенке ставили люди.Кто знает, что стало бы с нами,
Забывшими веру, язык матерей,
Сбитыми с толку пустыми речами,
Не будь одержимых этих людей.За все им досталась в награду,
Сухая, как выстрел, статья,
Девять кругов тюремного ада —
Страдания, смерть, лагеря…Но снова горят золотые лампады,
Из руин дацаны встают,
Оправданий посмертных не надо,
Разберемся сами как-нибудь».
Анинский дацан
Описанием Анинского дацана (Ганда́н Шаддубли́нга) мы и продолжим наше повествование. Его основал в 1795 году тайша Д. Иринцеев.
Расположился монастырь на правом берегу реки Она̒, недалеко от Хоринска, возле села Алан в Восточной Бурятии.
Монастырский комплекс являлся центром посёлка в несколько десятков тысяч жителей. На тот период на прилегающей к нему территории было не менее 26 ступ – субурганов.
Дацан хранил знамёна 11 родов хоринских бурят, которые хоринцы получили от Петра I в начале XVIII века. Бюст Екатерины II, считавшейся бурятами воплотившейся Белой Тарой, занимал почётное место на алтаре храма.
Дацан выполнял до 30-х годов XX века несколько функций. Он:
- был религиозным центром;
- являлся образовательным учреждением;
- имел печатню;
- славился иконописью и графикой;
- представлял театральное искусство в рамках мистерии Цам.
С именем храма связаны такие известные люди, как нетленный Итигэлов, XII Хамбо-лама, потративший на учёбу в нём почти четверть века, и Намжил Лайдапов, бывший сначала настоятелем Анинского дацана, а затем XIII Пандито Хамбо-ламой.
В 1937 году дацан закрыли, большое количество построек разрушили, в других были конюшни, скотобойня, гаражи. Многие монахи были расстреляны.
В 90-е годы началась реконструкция этого храмового комплекса. Сейчас он сохраняет семейные и родовые реликвии, это первый прецедент в российской буддийской вере.
108 ступ по периметру территории хранят родословные такого же количества семей хоринцев. Их освятили в 2011 году, в честь 350-летнего юбилея присоединения республики Бурятия к России.
В ближайших планах по реконструированию этого храма – разделить принадлежащую ему территорию на 9 равных частей, по гектару каждая. Это будет символизировать 9 драгоценностей. Дополнительно построят ещё 17 небольших храмов – дуганов.
Агинский дацан
Дэче́н Лхундубли́нг или Агинский дацан является самым большим буддийским храмом в Забайкалье. Расположен недалеко от посёлка Агинское, в селе Амитхаша.
Появление лам в этих местах связывают с перекочеванием сюда восьми родов хори-бурят из Анинского дацана.
Дата основания святилища – 1811 год. Каменный главный храм возводили те же русские строители, которые участвовали в постройке Анинского дацана.
В этом же году возвели два небольших сумэ для аймаков Чойра и Дуйнхор, а на пять лет позже два других – Манла и Гунриг. Аймачный сумэ – это аналог приходской церкви.
В конце XIX века главный храм реконструируют, и при нём братьями Данжиновыми открывается медицинский факультет.
В штате дацана на тот момент числилось около 700 лам. Астрологическая, философская и медицинская школы храма были широко известны не только в Забайкалье.
Славился он и своей типографией. Хорошее материальное обеспечение печатни, включавшее сорок тысяч досок со священными сутрами на монгольском и тибетском языках и клише книжных изображений и религиозных иллюстраций, позволило издавать учебную литературу, относящуюся к:
- медицине,
- философии,
- тантризму,
- астрологии.
Кроме этого печатались:
- азбука,
- грамматические учебники,
- ритуальные и обрядовые пособия,
- различные виды словарей,
- просветительская и воспитательная литература.
В 1934 году прошлого столетия дуган закрыли. Большую часть монахов расстреляли. Из 700 лам осталось только 32. Но в следующем году расстреляли и их, увезя в Читу.
Монастырские помещения использовались не по назначению. Там размещались медицинские учреждения, какое-то время расквартировывалась воинское подразделение.
Собственность храма была разграблена. Музеи Улан-Удэ, Ленинграда, Москвы приняли уцелевшие её остатки.
И только в 90-е гг. местные жители добились возрождения своей святыни. Вернулась на место часть предметов культа, храм был освящён Далай-ламой XIV.
В 2004 году провели первую службу, после 70-ти лет бездействия. Для того чтобы это стало возможным, в течение 10-ти лет проводились восстановительные работы.
Годом позже восстановили Ступу примирения — Юндун Шодон. Её высота – 22 метра. К ней добавили ещё комплекс из 8-ми священных ступ.
Агинский дацан примечателен своей Буддийской Академией. Это название присвоено высшему духовному учреждению в 2003 году.
Три факультета этого учебного заведения обучают:
- медицине,
- философии,
- живописи.
Окончив её, можно стать живописцем танка, богословом или инструктором тибетской медицины.
Заключение
На этом мы пока прощаемся с вами, друзья, но наш рассказ о буддийских святых местах будет обязательно продолжен.
Поддержите блог — рекомендуйте статью в социальных сетях, если она вам понравилась!