Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Буддизм зародился более 2500 лет назад на севере древней Индии и до сих пор неразрывно связан со своей исторической родиной. Именно поэтому мы не могли обойти эту тему стороной.
Сегодняшняя статья расскажет про буддийские храмы в Индии, приведет список самых интересных из них и поведает, как им удается не просто выжить, но и принимать тысячи паломников в стране индуизма.
Содержание:
По следам Будды
Среди населения Индии менее одного процента приверженцев буддизма. Но эта страна подарила миру основоположника древнего учения. Здесь он родился, рос, женился, учился, искал истину, нашел ее, проповедовал, нес в массы свое учение и наконец окончательно пробудился.
Индия взрастила буддийскую философию и стала портом, откуда та отправилась к берегам других стран. Неудивительно, что здесь, у истоков традиции, сохранились святыни, храмы, памятные места, пожалуй, самые древние в истории буддизма. Тысячи людей ежегодно приезжают на индийскую землю в надежде повторить путь Будды.
Как минимум три культовых места стараются посетить люди, которые считают себя последователями Шакьямуни.
1. Бодхгайя
Сейчас это местечко близ городка Гайя в штате Бихар, куда непрерывным потоком стекаются паломники со всех уголков планеты. Тогда, около 500 года до нашей эры, сюда добрел странник по имени Сиддхартха Гаутама. Он уселся на берегу реки в тени дерева и начал медитировать.
Трое суток беспрерывной медитации были откровением, расширили сознание, ответив на все неразрешенные вопросы юноши. Однако этого ему было недостаточно, и он еще неделю провел под сенью листвы в медитациях. Наконец молодой человек понял, что достиг просветления и хочет нести свет и истину всему миру.
Сейчас на этом месте возвышается храм, который известен всем как Махабодхи. А за ним раскинулось священное дерево Бодхи, выросшее из семечка того самого дерева, которое было свидетелем просветления Сиддхартхи.
Это интересно! До XIX века нынешнее место поклонения буддистов принадлежало представителям шиваизма – ответвления индуизма. Лишь только деятели возрождения буддизма смогли вернуть свою святыню.
2. Сарнатх
Еще один городок, привлекающий туристов-буддистов, находится в штате Уттар-Прадеш, недалеко от Варанаси, который, кстати, является одним из самых священных городов индуистов.
Когда жил Будда, тут простирался густой лес, а главными жителями в нем были олени. Предание гласит, что первыми слушателями Учителя как раз были два оленя. За два с половиной тысячелетия изменилось немногое – парк с оленями существует и по сей день.
Действительно ли олени были первыми слушателями Будды или это были обычные люди – предмет споров, но главное, что в Сарнатхе были проведены первые проповеди, и тем самым запущено Колесо дхармы.
Сейчас в этой местности сохранились руины древнего храма, вокруг которого ведутся раскопки. Установлено, что остатки храмового ансамбля и монастыря относятся ко времени правления царя Ашоки – III столетию до нашей эры.
Путешественники из Китая в своих дневниках отмечали, что монастырь содержал порядка полутора тысяч послушников. С мусульманскими набегами в XII веке все здания были разрушены. На помощь снова пришла эпоха буддийского возрождения – XIX век.
Сейчас руины вновь стали религиозным центром, их окружили буддистские храмы разного толка, различных направлений.
Это интересно! В их числе – ступа джайнистов секты дигамбаров, которых чаще называют «одетыми в небо». Такое прозаичное название скрывает за собой привычку представителей школы ходить голышом, или, иначе говоря, одеваться «в небо».
3. Кушинагар
Город находится в современном штате Уттар-Прадеш. Будучи некогда могущественной столицей одного царства, уже при Шакьямуни он стал скромным городком, но это не помешало Пробужденному выбрать его для ухода в Паринирвану.
Здесь же были проведены необходимые священные обряды над телом Будды – его пронесли сквозь северные и восточные ворота, вынесли за пределы города, затем последователи приносили ему подношения, и спустя семь дней тело кремировали.
Возрождением святыни все буддисты обязаны тому же «золотому» XIX столетию. Под толстым слоем земли, грязи, пыли, камней археологи обнаружили фундамент ступы и самого храма Махапаринирваны. Сегодня город развивается, налаживает инфраструктуру, в основном за счет туристов и для туристов, и притягивает все больше гостей с каждым днем.
Крупные храмы и монастыри
Махараштра – индийский штат, где оазисы буддизма в огромной пустыне индуизма встречаются довольно часто. Самыми интересными и необыкновенными буддийскими храмами Махараштры нам показались следующие:
- Аурангабад – это эдакий «город-храмы-пещеры» – три в одном. Три храмовых комплекса на девяти горных пещерах, которые разделяются по двум сторонам света: восток и запад. Простая индийская арифметика.
- Аджанта – ансамбль храмов и монастыря, который европейскому сознанию может посулить удачу – комплекс расположился на утесе в виде подковы. Он по праву внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО – настенная живопись по буддийским мотивам в пещерах поражает. Кельи монахов и залы для молитв расположены на целых 29 пещерах.
- Эллора – этот ансамбль догнал и перегнал предыдущие храмы в пещерах – их здесь 34. Самое любопытное в этом комплексе то, что он есть воплощение дружбы народов, конфессий и направлений. Под покровительством ЮНЕСКО находится соседство 17-ти пещер индусов, 12-ти – буддистов и 5 – джайнистов.
В Индии немало монастырей, в особенности ближе к границе с Тибетом, потому что там живут многие тибетские буддисты в изгнании. Говоря по-простому, монастырь – это храм, в котором можно жить и учиться послушникам, чтобы впоследствии стать монахами.
Одним из таких монастырей является Таванг. Он раскинулся близ тибетской границы на горе на высоте больше трех тысяч метров над уровнем моря. Комплекс довольно большой — он способен вместить до семисот монахов.
Сейчас количество служителей достигает 450 человек. Главное его сокровище – библиотека Паркханг, в которой таятся ценнейшие древние писания.
Однако не стоит полагать, будто буддийские храмы встречаются только на севере Индии, в непосредственной близости к святым местам Шакьямуни или тибетским предгорьям. Они нередки и в южных штатах, например в Карнатаке. Среди них отличается монастырь Намдролинг.
Он спрятался в городе Билакупе, куда переселились тибетцы после изгнания. Если Дхарамсала – это маленькая Лхаса, то Билакупе – маленькая Дхарамсала.
Основание произошло в 1960-е годы. Монастырь относится к школе ньингма и является крупнейшим в этом ответвлении – здесь живет в районе трех тысяч послушников, мужчин и женщин, больших и совсем маленьких.
Зеркальный пол храма, который называют «Золотым», отражает три величественные статуи – Будды Шакьямуни, Будды Амитаюса и Падмасамбхавы. Здесь же предаются медитациям на специальных постеленных дорожках.
Интересной инсталляцией на окрестной территории представляется рукотворная копия тибетского монастыря Пальюл.
Посетители могут своими глазами увидеть жизнь монастыря без прикрас, насладиться зеленью и чистотой садов, понаблюдать за распорядком дня и полюбоваться умиротворенными улыбками мальчиков в оранжево-бордовых одеяниях. Поразительно, как юным монахам удается жить в отрешенности, уединении, когда вокруг довольно много туристов.
В этом же городке находится монастырь других представителей буддийский традиции – Гелуг, или, как их называют, «желтошапочников». Он носит название Сера и считается одним из троицы великих монастырей этого течения.
Основанный в 1419 году, он «перекочевал» из Тибета сюда, когда тибетцы вынуждены были покинуть родину под натиском китайского войска. С 1970 они обосновались в южноиндийском городке. К нынешнему моменту здесь насчитывается около пяти тысяч послушников.
Тибетская Сера подразделялась на три дацана в зависимости от обучающихся или преподаваемых наук:
- факультет буддийской философии;
- тантрический факультет;
- факультет для монахов-кочевников.
В Индии удалось воссоздать лишь два из них – монахи колледжа тантрических наук не смогли добраться до нового пристанища. Современное обучение здесь проходит на позитивной ноте: монахи участвуют в диспутах, оживленно дискутируют и обсуждают вопросы. Повсюду расположены разные статуи, ритуальные предметы: колокольчики, молитвенные барабаны, тарелки из меди, тексты мантр.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если вы будете в этой чудесной стране, обязательно зайдите в ближайший буддийский храм, и вы удивитесь мощи его энергетики– не так просто сохранить самобытность там, где царствует другая религия.
Рекомендуйте статью друзьям в социальных сетях, и будем искать истину вместе.