Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Отказ от мяса, вегетарианство, веганство стали очень популярны в современном мире. Люди разделились на два лагеря: вегетарианцы и мясоеды. При этом первые твердо убеждены, что человечество должно отказаться от насилия и убийства животных в пользу растительной пищи, а вторые утверждают, что нашему организму не обойтись без белка животного происхождения.
Очередное веяние моды, скажете вы? Однако испокон веков на Востоке, а особенно в Индии – родине древнейших философий – буддизма и индуизма – люди целенаправленно отказывались от мясной пищи и жили долго, счастливо и праведно. В основном этими людьми были, конечно, монахи, а также миряне, которые придерживались учения Будды, стремились к пробужденному состоянию.
Такое избирательное отношение к еде имеет свои причины. Сегодня мы расскажем вам, почему монахи не едят мясо. Статья ниже раскроет тайну: почему некоторые монахи могут позволить себе иногда мясные лакомства, а другие относятся к этому вопросу категорично.
Содержание:
Причины отказа от мяса
Вегетарианство практикуется в разных направлениях буддийской мысли. При этом одни относятся отрицательно к любому блюду животного происхождения, а другие иногда едят мясо или рыбу при определенных условиях.
В целом буддисты относятся к нему с осторожностью, ведь ради того, чтобы на столе появилось мясное блюдо, было совершено убийство живого существа. Существует несколько причин, почему монахи частично или полностью отказываются от мясных блюд.
Личный пример Будды
Хотя Будда считал, что он не вправе устанавливать жесткие законы для монахов по поводу их предпочтений в еде, в его времена употребление мяса было ограничено. Им не разрешалось не только убивать животных, но и заниматься земледелием. Однако иногда позволялось поесть мяса, которое даровали монахам в качестве подаяния.
Сам Будда после того, как достиг Просветления, не употреблял в пищу мяса – по крайней мере, нет ни одной сутры, где говорилось бы об обратном. Многие буддисты и сейчас стараются следовать примеру великого Учителя.
Паринирвана-сутра гласит, якобы Будда Шакьямуни умер от отравления свининой. Однако же ученые-лингвисты утверждают, что это ошибка, которая закралась в текст священного писания из-за неправильного перевода: имелась в виду не свинина, а свиные грибы, то есть трюфеля, которыми любят полакомиться свиньи.
Священные писания
Существует несколько буддийских текстов, относящихся к разным школам философской мысли, которые так или иначе говорят об употреблении мяса и связанном с ним убийстве животных.
К ним относятся Ланкаватара-сутра, Дживака-сутра, Сурангама-сутра, Махапаринирвана-сутра, Дхаммапада, Виная-питака, Самбютта-никая. По большей части они говорят если не о полном отказе от мяса, то об ограничении его употребления.
Так, к примеру, Дхаммапада, которая появилась еще в раннем буддизме, гласит: «Тот, кто ради своего счастья вредит другим, которые тоже хотят счастья, после этого счастья не найдет». 225-й отрывок этого же текста продолжает: «Мудрецы, не вредящие живым существам и держащие свое тело под контролем, попадут в Нирвану, где больше не будут знать печали».
Главные качества буддиста – милосердие, сострадание, ненасилие
Приверженцы учения Будды свято чтят принцип ахимсы – непричинения боли, страдания, актов насилия. Согласно этому принципу, не следует употреблять пищу животного происхождения, а особенно – монахам не разрешается заниматься охотой или рыбалкой.
Это объясняется тем, что все живые существа умеют чувствовать, и поэтому им запрещается причинять вред. При этом буддисты со спокойной душой могут употреблять молочные продукты – когда корова, лошадь или коза дает молоко, она не испытывает боли и страданий.
Вращение колеса сансары
Буддистская философия гласит: все в нашем мире – беспрерывное вращение колеса сансары, цикл постоянных перерождений. А поэтому все живые существа могли быть нашими братьями, сестрами, отцами, дедами. Что, если курица, которую планирует съесть человек на обед, несколько воплощений назад была его матерью?
Климат
Погодные условия и географические особенности местности, где проживает конкретный человек, придерживающийся буддийских канонов, сказываются на его рационе. Так, например, быть вегетарианцем среди душных джунглей Шри-Ланки или жаркого побережья Таиланда намного легче, чем посреди монгольских степей или высокогорных районах Тибета.
Именно поэтому мясоедов среди адептов тибетского буддизма гораздо больше, чем, например, среди тхеравадинцев.
Состояние здоровья
Буддийская философия поддерживает отказ от мяса, но лишь в том случае, если это не вредит здоровью монаха. По показаниям врача может быть составлена диета, которая не исключает мясные продукты – с точки зрения буддийского учения такой рацион не возбраняется.
Негативная энергетика
Есть убеждение, что мясная пища возбуждает страсти и мешает духовному росту.
Взгляд разных школ
Дзен
Учение дзен строже всех остальных школ относится к употреблению мяса. Основой учения является священный текст Ланкаватара-сутры. Согласно ему бодхисаттва не может есть мясо, потому что все живое на Земле – его дети.
Ланкаватара-сутра предлагает монахам растительные продукты, которые могут входить в ежедневный рацион:
- рис;
- зернобобовые;
- зелень;
- масло гхи;
- мед;
- сахар;
- растительные масла.
Целая глава этого писания рассказывает, какой вред стоит за употреблением мяса.
«Ради любви и чистоты Бодхисаттва должен воздерживаться от употребления плоти, рожденной от семени, крови» (Ланкаватара-сутра).
Ярким примером отношения школы дзен к употреблению мясных блюд стала колыбель китайского чань-буддизма и известных боевых искусств – монастырь Шаолинь. Несмотря на свою недюжинную силу и выносливость, монахи отнюдь не употребляют мяса.
Их секрет – в особой диете, состоящей из специального хлеба, огромного количества овощных блюд и изредка – небольшого кусочка рыбы. Монахам, попавшимся на употреблении мяса и вина, грозит наказание в виде ударов горящими плетьми и изгнанием из обители.
Тхеравада
Цель последователей одной из самых консервативных школ буддизма – освобождение от любого рода заблуждений. А оно немыслимо без отказа от кровопролития, жестокости. Именно поэтому тхеравада поддерживает вегетарианство.
Самьютта-никая Палийского канона называет три качества монаха, которого ждет Пробуждение:
- воздержание от кровопролития;
- поддержка окружающих в стремлении отказаться от кровопролития;
- одобрение отказов от кровопролития.
Кроме того, вегетарианство в традиции тхеравады обусловлено физически и географически: в тех странах, где она распространена – на Шри-Ланке, в Таиланде, Камбодже, Лаосе, Мьянме – гораздо проще обходиться без мясного.
Однако на практике монахи-тхеравадины нередко едят мясные блюда, которые им жертвуют миряне. Они объясняют это тем, что даже учитель Будда завещал придерживаться Срединного пути и не ударяться в крайности. Когда животное погибло ненасильственной смертью, монаху разрешается съесть небольшой кусочек, предварительно щедро посыпав куркумой и закрыв глаза.
Кроме того, Виная-питака, которая содержит свод правил для монахов, составленных Шакьямуни, строго запрещает употребление мяса лишь тогда, когда:
- живое существо убили ради подачи на стол монаху;
- он об этом слышал;
- у него имеются такие подозрения.
Махаяна
Махаянское направление также не поддерживает чрезмерной любви к мясу. Так, например, в Махапаринирвана-сутре говорится, что оно «убивает семена сострадания». Действительно, бхикку должен стать спасителем для других и поэтому не может питаться живой плотью.
«Пока вы не сможете контролировать разум настолько, что даже сама мысль о жестокости и убийстве не покажется вам отвратительной, вы не сможете избежать оков земной жизни» (Сурангама-сутра).
Японские буддисты в большинстве своем не употребляют мяса, хотя могут съесть рыбу или морепродукты – близость к морю и многовековые традиции делают свое дело. А вот монахи-китайцы выступают за вегетарианство. Встретить мясо в монастыре Китая или Японии – большая редкость.
Хотя и в махаяне есть свои послабления от общего правила. Монахи не могут сами убить животное или поймать рыбу, купить в магазине, заказать в ресторане, сделав свой выбор, но при этом могут его отведать на приеме у друга, чтобы не выказать неуважения ближнему.
Тибетский буддизм
Это, пожалуй, единственное направление буддийской мысли, которое признает мясоедение.
Во-первых, это объясняется тесной связью с древней религией бон, которое предполагало жертвоприношения и употребление мясных блюд.
Во-вторых, погода в Тибете, в Монголии и буддийских уголках России свирепствует – тут нужно как-то согреваться в период морозов и сильных ветров, к тому же в степи и гористой местности трудно вырастить сельскохозяйственные культуры.
Тибетский лидер Далай-лама XIV стремится ограничить потребление мяса – употребляет его всего раз в неделю, и то по состоянию здоровья и настоянию личного врача.
Заключение
Буддийские монахи всего мира понимают: сострадание, милосердие, отказ от насилия, причинения боли – путь к освобождению. Именно поэтому они стремятся полностью или хотя бы частично ограничить потребление мяса.
Как ни странно, особенно ярко эта тенденция стала прослеживаться при распространении философии буддизма в западный мир.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Пусть чистота и доброта наполняют вашу жизнь. Поддержите блог — рекомендуйте статью в социальных сетях, и будем искать истину вместе.
И подписывайтесь на наш сайт, чтобы получать первыми новые интересные статьи про буддизм и культуру востока себе на почту!
До скорых встреч!