Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Буддизм – главная религия Камбоджи, поэтому, прогуливаясь по городу в этой стране, нередко можно встретить представителей монашества в характерных ярких одеяниях. Сегодня мы хотим рассказать вам о том, как живут монахи в Камбодже.
Из статьи ниже вы узнаете об особенностях буддийской мысли, образе жизни послушников монастырей, их внешнем виде, распорядке дня, поведении и иерархии в монашеской жизни. Рассказ обещает быть интересным и познавательным!
Содержание:
Буддизм в Камбодже
Быт в монастыре
Иерархия
Образ жизни монахов
Одежда
Немного интересных фактов
Заключение
Буддизм в Камбодже
Буддийская философия признана официальной религиозной мыслью Камбоджи. Это неудивительно – 90% всего населения считают себя буддистами тхеравадинского толка. Также в стране присутствуют приверженцы махаяны, дзен, христианства, ислама, но они в меньшинстве.
Учение неизбежно проникает во все сферы жизни камбоджийцев. Они с большим почтением относятся к монахом и подают им пищу, продукты питания, одежду, предметы обихода, а в последнее время – деньги.
На рубеже эпох на территории современной Камбоджи существовало могущественное королевство Бапном, оно же Кампучия. Поначалу там преобладала индуистская вера, но к 4 веку широко распространились идеи буддизма, преимущественно махаяны, хотя на определенных территориях была популярна тхеравада.
Удивительным образом в Бапноме, а после его падения – в новом Ангкорском государстве религия была представлена сочетанием индуистских и буддистских догматов. Статуи будд и бодхисаттв соседствовали с изображениями божеств пантеона индуизма и древнеиндийскими священными текстами. Подобная тенденция сохранилась до 13 столетия, пока тхеравада не заняла передовые позиции.
Даже во время сиамской и французской зависимости дхарме удалось сохранить главенство. К середине прошлого века в государстве было около 3 тысяч храмов и 75 тысяч представителей монашества.
Переломный момент настал во времена кровожадного политика по имени Пол Пот, правившего в 1960-70 годы. Он презирал буддистов, а их духовных лидеров и вовсе подвергал уничтожению, так же, как сравнивал с землей их святыни.
К счастью, к началу 1979 года Камбоджа вырвалась из оков тирана, и учение Будды вновь стало процветать. Сегодня строятся все новые храмы, выпускается духовная литература, открыто множество буддистских университетов при монастырях, а философия вновь переживает лучшие времена.
Сейчас количество монахов перешло за отметку в сто тысяч, а это значит, что приблизительно на каждые 150 мирян приходится по одному монаху.
Быт в монастыре
Уровень жизни, условия и правила, принятые в монастыре, во многом зависят от самого монастыря, его местонахождения, финансирования, а также от настоятеля.
К примеру, в известных туристам монастырях недалеко от крупных городов подаяний обычно больше, а значит – условия жизни лучше. А если к тому же при монастыре содержится университет, то содержание послушников в разы выше по уровню, чем в храмах без университетов.
Монахов в Камбодже называют «бикху».
Бикху запрещается заниматься работой, за которую платят заработную плату. Поэтому они зарабатывают, прося милостыню, проводя различные обряды, связанные со значимыми событиями: рождение, погребение, традиционные праздники. Иногда монахи плетут фенечки или обереги, которые за небольшое вознаграждение дарят посетителям.
Нередко в монастырях есть собственный огород, где люди возделывают землю, собирают урожай. Животноводством же они не занимаются – согласно буддийским догмам, монахам следует отказываться от пищи животного происхождения и уж тем более запрещено убивать живых существ.
Живут по-разному: где-то есть двухэтажное здание с кельями, где-то кельи расположены в отдельных домиках. При этом монахи могут жить по одному, в небольших группах или целой компанией. Обстановка тоже отличается от одного храма к другому – в одних интерьер очень аскетичен, тогда как в иных местах могут стоять просторные шкафы и даже телевизоры.
Одно ограничение существует неизменно уже несколько веков – у монахов не должно быть удобных высоких кроватей с мягким матрасом.
Уборные и душевые обычно общие. Монахи отличаются большой чистоплотностью – могут принимать душ несколько раз в день. Впрочем, это объясняется еще тем, что в Камбодже, особенно летним днем, бывает очень жарко.
Все деньги, пожертвованные в пользу храма, тратятся только на общие нужды. Кроме того, существуют монастырские фонды помощи малоимущим, больным, строятся специальные приюты и больницы.
День здесь начинается еще до рассвета, около пяти утра. Послушники берут посуду для подаяний и отправляются в населенный пункт. Спустя несколько часов все возвращаются, собираются за общим столом и делят еду, вещи, а деньги кладут в общий банк.
Строительство зданий ведется силами всего монастыря на пожертвованные средства. При этом на кирпичиках можно прочитать имена добродетелей и сумму, которая была им выделена на обустройство.
После общей трапезы начинается время уборка территории, а затем – обучение. Ученики занимаются медитативной практикой, изучают буддийскую философию, историю, литературу, заучивают отрывки из сутр.
Встречаются монахи, ведущие отшельнический образ жизни.
Иерархия
Большинство пагод относительно небольшие – около 20-30 постояльцев, а в сельской местности и того меньше. Во главе каждой стоит старший бикху, у которого есть два-три помощника. Их иногда называют менеджерами, на западный манер.
Старший бикху выбирается на всеобщем собрании, причем далеко не всегда по возрасту – эту должность может занимать даже молодой духовник, заслуживший всеобщее уважение.
Выше стоят районные руководители, затем – духовники провинции, а самые уважаемые бикху выбираются в Высший совет – Синод. Помимо того, их поддерживают выборные лица среди мирян, образующие мирской комитет.
Правила поведения настоятелей во многом зависят от старшего бикху. Так, к примеру, он может запретить курить, брать в качестве подаяния от горожан и селян деньги или общаться с женщинами.
В крупных монастырях встречаются прислужники. Они выполняют поручения старших, накрывают на стол, готовят обед, возят их на мопедах и машинах. Прислужниками могут быть и представительницы женского пола, но спать они должны за пределами пагоды.
Образ жизни монахов
Все бикху в большинстве своем относятся к одному из двух основных орденов:
- тхаммаютникай – превосходит количественно;
- маханикай – поддерживается государством.
Образ жизни должен соответствовать высокому званию, которым бикху наделены в обществе. Поэтому они:
- хранят в себе учение Будды и передают его всем нуждающимся в этом;
- соблюдают 227 предписанных монастырем правил и другие буддистские догматы;
- чисты помыслами и действиями;
- не должны гримасничать, кривляться;
- отказываются от участия в массовых увеселительных мероприятиях;
- не могут водить мотоцикл, мопед, машину.
Одежда
Монашеское одеяние, называемое кэса, в Камбодже обычно ярко-оранжевого цвета, хотя встречается палитра от горчичного и желтого до бордового. Интересно, что даже сумки и зонты бикху стараются подобрать в той же цветовой гамме.
Традиционная кэса состоит из трех предметов одежды:
- антарвасака – небольшая материя в форме прямоугольника, надеваемая как юбка на пояс и играющая роль нижнего белья;
- ангса – отрез материи, который накидывается на одно плечо как жилетка, сейчас он может иметь вид уже готового функционального жилета с карманами;
- уттарасанга – длинная ткань прямоугольной формы, накидываемая особым способом с помощью многочисленных узлов как верхняя одежда, скрывающая плечи и колени.
Если на территории пагоды настоятели могут гулять в одной ангсе и антарвасаке, то за ее пределами могут появляться лишь в уттарасанге, надетой поверх.
Немного интересных фактов
- Монахи не платят налоги, для них предусмотрен бесплатный проезд в общественном транспорте, а питаются они подаянием, поэтому многие мальчики из неблагополучных семей стремятся уйти в монастырь.
- В силу интересной истории, тесно связанной с индуистскими обрядами, в ритуалах современных буддистов можно увидеть их отголоски.
- Бикху современности – люди, идущие в ногу с прогрессом. У многих из них есть смартфоны, планшеты и плееры, они любят фотографироваться, а некоторые даже общаются в «Фейсбуке» и различных мессенджерах.
- Они дружелюбны и открыты для иностранцев. Кроме того, часть из них неплохо владеет английским языком и всегда не прочь попрактиковаться в общении. А представители более старшего поколения знают французский.
- Почти в любом монастыре можно остановиться на ночь. Хозяева не оставят без крова никого, даже представителей других религий. Они обязательно найдут для гостей хотя бы циновку, которую расстелют в одной из комнат. Более того, буддисты толерантны к приверженцам других конфессий и не пытаются никого «перетянуть» на свою сторону.
- Жителям храмов не чужды обычные мирские радости: в стенах своего дома они любят играть в шахматы, могут заниматься творчеством вроде рисования или современного искусства, на занятиях – участвовать в диспутах.
- В праздничные дни бикху из разных поселков стекаются в крупные храмы.
- Становление монахом для камбоджийца не обязательно на всю жизнь. Он может принять монашество всего на несколько месяцев или лет, но это стараются сделать абсолютно все мальчики в своей жизни. Обычно к монастырской жизни приходят, чтобы доказать собственную зрелость, серьезность намерений, для уважения в обществе или после смерти кого-то из близких.
Заключение
Камбоджийские монахи – не только верные Будде, дхарме и сангхе люди, но еще и отзывчивые улыбчивые личности, готовые всегда прийти на помощь. Их легко узнать по ярко-оранжевой кэсе и можно часто увидеть на улицах, просящих подаяние или просто прогуливающихся.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, благодаря нашей статье вы узнали что-то новое и смогли прочувствовать дух монашеской жизни. Будем благодарны, если вы поддержите нас — поделитесь ссылкой на статью с друзьями в социальных сетях!
И присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные посты себе на почту!
До встречи!