Здравствуйте, уважаемые читатели!
Буддизм – это древнейшая мировая религия. Изучая и исповедуя её, люди учатся любить мир, в котором живут, становятся добрее и терпимее.
Многих буддийское учение привлекает именно своей миролюбивостью. В своих духовных исканиях люди отдают предпочтение этому религиозно-философскому течению, но не все из них знают, как стать буддистом.
Монахи советуют не торопиться с принятием такого решения. Они рекомендуют вначале вникнуть в основы учения, сравнить его направления. Здесь очень важен взвешенный подход к выбору своего дальнейшего пути, ведь буддизм – это, прежде всего, религия личного опыта.
В статье мы будем опираться на положения тибетского буддийского учения, так как именно оно распространено на российских просторах.
Содержание:
Приобщение к буддийским идеям
Выбор подходящего направления
Принятие прибежища
Самостоятельная вера
Следование восьмеричным путём
Практики буддийского учения
Поиск единомышленников
Свобода вероисповедания
Заключение
Приобщение к буддийским идеям
Итак, что нужно сделать, чтобы постулаты учения стали понятны?
Будущему послушнику следует осознать, что главное отличие выбранной им религии от других заключается в отсутствии понятия Бога, грехов, вечных божественных откровений и других привычных нам религиозных атрибутов.
В буддизме адепт – сам Спаситель, прежде всего, себя, а затем и других людей. Он же и Творец своей благой кармы.
Основные принципы буддизма можно понять, изучая их. Начать нужно с разбора характерной для буддийской литературы лексики.
Без понимания этих особых терминов не добиться глубины и точности восприятия специфических текстов. Существует много специальной литературы, призванной помочь начинающим буддистам. Это:
- «Ламрим». Цонкапа.
- «Буддийская практика. Путь к жизни, полной смысла». Далай-лама XIV.
- «Слова Моего Всеблагого Учителя». Патрул Ринпоче.
- «Буддизм для начинающих». Геше Джампа Тинлей.
- «8 дебютных ошибок». Геше Джампа Тинлей.
- «Буддизм для начинающих». Тубтен Чодрон и др.
Авторы, от великих учителей древности до уважаемых современных буддийских лидеров, раскрывают историю появления учения, его базовые понятия. Они дают рекомендации для ежедневной медитации в домашних условиях и практического применения теоретических знаний в жизни.
Затем, конечно, нужно обратиться к истории жизни основателя буддийского учения – Будды Гаутамы. Это поможет проникнуть в суть религии.
Четыре благородные истины, поведанные им своим собратьям, составляют фундамент учения. Будда рассказал им о всеобъемлющем страдании, сопровождающем жизнь каждого землянина, и определил его причину: вечное «хочу», то есть, страстное желание.
Но была дана и надежда: ему можно положить конец. Сиддхартхой был указан и правильный путь, чтобы добиться этого. Информация о карме, её влиянии на перерождения, нирване помогут начинающему послушнику скорректировать своё поведение.
Выбор подходящего направления
Множество самодостаточных школ и направлений объединены общим названием буддизм. Суть у них общая, но некоторые моменты могут существенно различаться. В общем, все они принадлежат двум главным ветвям: тхераваде и махаяне. Махаяна, в свою очередь, подразделяется ещё на несколько течений.
Поэтому, ознакомившись с декларируемыми постулатами, следует выбрать школу, которая близка по духу. А чтобы не запутаться в их большом количестве, можно отдать предпочтение той, которая имеет репутацию, выдержавшую проверку столетиями.
Развёрнутый анализ школ и направлений даёт известный востоковед и буддист Е.А. Торчинов в своём «Введении в буддологию». Выбор направления может зависеть также и от того, каким человеку видится дальнейший жизненный путь. Он может стремиться к нирване, и тогда следует выбирать тхераваду.
Если же начинающий буддист стремится не только спастись сам, но еще и помочь в этом другим, то вполне вероятно, что он захочет стать на путь бодхисаттвы. Тогда ему нужно будет сделать выбор из школ махаянского толка.
Принятие прибежища
Итак, выбор сделан. Что нужно, чтобы принять прибежище в трёх буддийских драгоценностях? Принятие
- Будды,
- его учения – Дхармы,
- духовного сообщества – Сангхи.
Принятие прибежища заранее, до попытки следовать рекомендациям Будды, является не очень обдуманным поступком. Послушнику лучше сделать это после того, как он на практике убедится в правдивости слов Шакьямуни, как тот и рекомендовал, и у него не останется сомнений в том, стоит ли становиться буддистом.
Для принятия прибежища потребуется встретиться с учителем – ламой. Побывав, например, на какой-то лекции или выступлении учителя, можно попросить его о личной встрече. После беседы с начинающим буддистом ламе станет понятно, насколько тот готов следовать учению Будды.
Наиболее благоприятными днями принятия прибежища являются 8-й, 15-й и 30-й дни по лунному календарю. Желательно совершать самый важный шаг в своей жизни, следуя этой рекомендации.
Когда официальная церемония свершится, адепт даёт обет соблюдать пять принципов в повседневной жизни:
- воздерживаться ото лжи;
- не лишать никого жизни;
- не прелюбодействовать;
- не брать чужого;
- не одурманивать сознание алкоголем и наркотиками.
Это и есть начало формирования благой кармы и применение идеалов буддизма на практике. Послушник сам отвечает за свою жизнь, никто не накажет за грехи, но за каждой причиной будет следствие.
Самостоятельная вера
Некоторые люди, ознакомившись с информацией в интернете или других источниках, вдруг решают обратиться в буддийскую веру самостоятельно.
Чаще всего они начинают медитировать или выполнять какие-то другие практики. Однако если поверить в буддийские истины можно и должно самому, то стать участником буддийского сообщества можно только после принятия прибежища, как было упомянуто выше.
Начинающему буддисту важно, чтобы этот обет у него принял именно лама. При личной встрече и во время специальной процедуры он передаёт прибежище адепту. Только после этого практики послушника обретают должный смысл.
Если говорить про Ваджраяну, то ее медитативные техники очень мощны и могут быть небезопасны для неподготовленного человека. Поэтому их передача осуществляется тайным образом.
Те же, с которых предлагается начать новичку, обычно безопасны. Если строго следовать указаниям учителя и понимать, с чего начать, недобавляя от себя ничего лишнего и не пропуская главного, то и ошибки в них не допустишь.
Поэтому рекомендуется, чтобы на практику благословлял и руководил ею учитель, тот, который принял у новообращённого обет и объяснил правила школы, которую он представляет. Таким образом, самостоятельно на путь буддизма фактически не ступить.
Следование восьмеричным путём
Чтобы овладеть учением в полной мере, нужно детально изучить и вникнуть в восемь составляющих пути, ведущего к освобождению от страдания.
Особое внимание уделяется отправной точке – правильным воззрениям. Ко всем этапам восьмеричного пути следует неоднократно возвращаться, обогащая своё понимание знаниями, почерпнутыми у современных учителей или в древнем Палийском каноне.
Практики буддийского учения
Подготовительные практики в тибетском буддизме называются нёндро. Они делятся на обычные и особенные.
Во время обычной практики адепт размышляет о
- преимуществах рождения человеком,
- о непостоянстве всего сущего,
- неизбежности смерти,
- о страдании и проявлениях кармы.
Во время особенных практик все действия повторяют 111111 раз:
- простирания для укрощения гордости и укрепление бодхичитты, чтобы не ревновать и не завидовать;
- начитывание стослоговой мантры Ваджрасаттвы, избавляющей от сильных отрицательных эмоций;
- преподнесение мандал, чтобы не привязываться;
- выполнение упражнений гуру-йоги, убирающих запутанность.
Практики можно делать и без формального вступления в ряды Сангхи, но эффект от них в этом случае будет не столь значительным.
Поиск единомышленников
Добавим ещё, что, как и в любом деле, в следовании Дхарме важны единомышленники. Случается, что у человека, который начинает с нуля, не получается справиться в одиночку с какими-то проблемами. Тут как нельзя кстати придётся живое общение с другими адептами, у которых, возможно, больше знаний и опыта.
Так как в России буддизм менее распространён, чем в восточных странах, то, скажем, в Москве найти таких людей будет сложнее. Но в помощь могут прийти форумы и группы в интернете, где можно попытаться выявить земляков с аналогичными религиозными взглядами.
Если задаться такой целью, то постепенно соберётся группа буддистов с общими интересами. С ними можно будет выполнять совместно практики и общаться на интересующие темы.
Свобода вероисповедания
Если вдруг случилось так, что человек «ошибся дверью», и эта религия не для него, всегда можно безболезненно уйти с этого пути. Он не будет преследоваться своей бывшей школой и не испытает других негативных последствий.
Заключение
Надеемся, что статья оказалась интересной и полезной для вас!
Делитесь ссылкой на пост в социальных сетях с друзьями, и присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные статьи о буддизме на свою почту!
Всего доброго, друзья! До новых встреч!
Здравствуйте, Наталья и Анастасия!
Я Алексей Постоянное Озарение.
Рад встретить этот сайт — хорошо оформленный, с подробными статьями и уже довольно обширный.
Правда, понимание сути буддизма у вас пока смутное. Например:
> самостоятельно на путь буддизма фактически не ступить.
Это мнение может иметь смысл для практикующих Ваджраяну, поскольку тантрические практики бывает трудно делать правильно без опытного учителя.
Но, если говорить о пути буддизма в целом, то это путь открытия реальности, как она есть.
Вступить на этот путь может каждый, в любой момент.
Многие идут по нему, даже не зная, что это путь буддизма!
Или вы считаете, он заключается в чём-то другом?
> стать участником буддийского сообщества можно только после принятия прибежища
Один из самых знаменитых буддийских учителей, Хуэйнен пробудился без учителя, всего лишь услышав, как некий монах читает вслух «Алмазную сутру».
Стал ли он при этом участником буддийского сообщества?
Здравствуйте, Алексей Постоянное Озарение!
Спасибо Вам за позитивную оценку нашего сайта! Мы стараемся, чтобы нашим читателям было комфортно находиться на нем.
По поводу Вашего замечания — видимо, Вы не очень внимательно прочитали статью — в самом начале мы уточнили, что рассматриваем вопрос с точки зрения именно тибетского буддизма. Однако, если сложилась такая ситуация, то мы обязательно еще раз подчеркнем это в данном абзаце, чтобы в дальнейшем у читателей не было замешательства по этому поводу. Так что Вам в любом случае спасибо!
По поводу Вашего вопроса:
«Но, если говорить о пути буддизма в целом, то это путь открытия реальности, как она есть.
Вступить на этот путь может каждый, в любой момент.
Многие идут по нему, даже не зная, что это путь буддизма!
Или вы считаете, он заключается в чём-то другом?»
Мы согласны с Вами в том, что путь буддизма — это путь открытия реальности, как она есть. Однако открытие реальности, как она есть — не обязательно путь буддизма.
Открытие реальности возможно разными путями. И путь буддизма — один из них. Человек может идти и по пути, например, даосизма либо какого-то эзотерического учения, или может иметь собственный личный опыт открытия реальности, не привязанный ни к одному из путей.
Он может даже не знать про буддизм как таковой. Однако в таком случае все-таки нельзя сказать, что он идет путем буддизма. Путь буддизма предполагает ориентацию на Будду как на учителя и использование буддийских практик для своего продвижения. И в данной конкретной статье мы подразумевали именно это — осознанное следование буддийскому пути. Вы же, видимо, имеете в виду более общее понятие буддийского пути — как Пути пробуждения.
Благодарю за ответ!
Но и с точки зрения тибетского буддизма «вступление на путь» ещё не означает обязательных благословений Ламы.
Если воспользоваться толкованием Цонхапы, путь возможен на трёх основных этапах: (1) практика в погоне за мирским счастьем; (2) практика для собственного освобождения от неудовлетворённости; (3) практика ради всех существ.
Тогда «вступление на путь» можно понимать по-разному — в том числе, и когда ещё практикуют (например, буддийскую медитацию или садханы) ради мирского счастья.
Даже практики второго этапа, с отречением от мирских иллюзий, работают и без благословений телесно присутствующего Ламы.
Даже на третьем этапе, благословения можно получить через существ Самбхогакайи, как это было, например, с Цонхапой, который получал Учения от Манджушри и Атиши без посредничества учителей в обычных телах.
Поэтому идея, что «для вступления на путь нужен Лама», по-моему, не выдерживает проверки логикой и примерами.
Такой идеи могут придерживаться некоторые тибетские учителя, но было бы преувеличением сказать, что они воплощают позицию всего тибетского буддизма.
Второе: что такое буддийский путь — действительно, возможны разные толкования. Давайте посмотрим, какое полезнее и больше соответствует словам самого Будды?
«Путь пробуждения»? Или: «Путь буддизма предполагает ориентацию на Будду как на учителя и использование буддийских практик для своего продвижения»?
Что говорил об этом сам Будда?
Читаем «Махапариниббана сутту»:
> Отшельник Субхадда сказал Благословенному: «Почтенный Готама, аскеты и брахманы, возглавляющие большие общины учеников (…) – Пурана Кассапа, Маккхали Госала (…) – обладают ли они глубоким познанием, как утверждают, или же вовсе не достигли познания, или одни достигли, а другие нет?»
> …Благословенный сказал: «Если в чьих-либо Дхамме и Винае не найден Благородный восьмеричный путь, тогда ты не найдешь там истинного саману четырёх ступеней. Но если в каких угодно Дхамме и Винае найден Благородный восьмеричный путь, тогда ты найдешь там истинного саману четырёх ступеней святости».
То есть, сам Будда считал, что путь, которому он учит — это не ориентация на него как учителя и использование его практик, а практика в соответствии с Восьмеричным путём, кто бы её ни излагал. Он говорит:
2.32. …У Татхагаты нет мысли, что это он должен вести общину монахов, или что община зависит от него…
2.33. …Ананда, будьте сами себе островом и прибежищем, не ища внешнего прибежища; со Дхармой как островом, Дхармой как прибежищем, не ища иного прибежища.
То есть, определять буддийский путь можно по формальному, внешнему признаку, разделяя на «буддийское» и «не буддийское».
Но такое различение не основано на функции — продвижения по Восьмеричному пути. Различение по внешним признакам не позволяет отделить суть от случайных деталей; детали буддизма от деталей национальной культуры и т.п.; практику от подражания.
Более того, пытаясь так отделить «не буддийское», мы уберём из своих возможностей всё, чего не нашли в каком-то известном нам наборе Учений. Мы скажем, что это «не буддийский путь», раз наш Учитель этого не давал.
По такому принципу, некоторые считают тибетский буддизм не настоящим буддизмом, и тогда нам придётся с этим согласиться, потому что в исходных Дхарме и Винайе Будды не было ничего похожего на многие практики Ваджраяны в их нынешнем виде.
Здравствуйте, Алексей Постоянное Озарение!
Есть разные способы, как можно идти по Пути, в том числе и в тибетском буддизме. Обязательное наличие Учителя в некоторых направлениях буддизма не отрицает и не является противопоставлением индивидуального пути в буддизме в других его направлениях. Поскольку мы ничего ничему не противопоставляем, то считаем, что и тема дискуссии по данному вопросу исчерпана.
> По такому принципу, некоторые считают тибетский буддизм не настоящим буддизмом, и тогда нам придётся с этим согласиться, потому что в исходных Дхарме и Винайе Будды не было ничего похожего на многие практики Ваджраяны в их нынешнем виде.
Возможно, исходя из описанных вами принципов, принятых в вашем рассуждении за исходные данные, некоторые и считают тибетский буддизм не настоящим. Однако это всего лишь одно из мнений, не влияющее на сам тибетский буддизм и его опыт, духовность. Как мы знаем, буддизм не статичен, он развивается веками, и в разных регионах, странах, его развитие было разным, адаптированным для восприятия людей, живущих в этих странах. Например, дзен-буддизм некоторые тоже не считают за буддизм, однако, очевидно, для японца он более подходящ, чем тибетский или тайский, да и людям определенного склада характера и мышления будет более полезен, нежели другим. Люди различаются между собой и по способу восприятия, личному опыту, поэтому одним лучше подходят одни способы продвижения по Пути, другим — другие. Здесь также нет никаких противопоставлений, а потому и нет темы для дискуссии.
Автору респект
Тем не менее, согласен с «постоянное озарение»: то, что стать последователем дхармы можно только при помощи ламы, это перебор. Общался с некоторыми заезжими «ламами», гастролирующими по странам снг как артисты, весьма сочувствую адептам, которые сделались их учениками. Может, не из дхармы, но в христивнской Библии по этому поводу хорошо сказано: «проклят человек, который надеется на человека и плоть [немощную] делает своею опорою…»
Амитабха! Действительно хороший сайт!
Здравствуйте! Я не могу понять мне нужен учитель или я смогу идти дальше сам безошибочно. Медитация у меня получилась однажды и с тех пор я этого стараюсь не терять. Это стало главной ценностью и смыслом. Не знаю буддист я или нет но правила о которых написано выше это правда. Постоянно читаю Дао Дэ Цзин все что там написано перекликается со мной настоящим и помогает отстраниться от нападений материальных страстей. Единственный смысл моей жизни — духовное развитие. Нужна ли мне помощь или у меня и так все есть нужно только не ленится практиковать? Вот в чем вопрос.
Попробуй почитать духовная практика востока Махаси Соядо Питер выпускал перевод