Добрый день, уважаемые любители буддийской культуры и философии.
Сегодня мы рассмотрим еще одно основополагающее понятие этой религии – «Сансара». Хотя этот термин знаком многим, далеко не все понимают его правильно, считая чем-то вроде судьбы и частично путая или смешивая с понятием «кармы».
Содержание:
Бхавачакра
История символа и его значение
Сансара в буддизме
Три умственных яда
12 нидан
Как выйти из круговорота страданий
Закон Сансары
Символизм
Заключение
Бхавачакра
Следует сразу оговориться, что этот термин не принадлежит исключительно буддийской религии и присутствует в индуизме, джайнизме, сикхизме, некоторых других индийских верованиях. Везде он воспринимается примерно одинаково – как круговорот перерождений, которые проходит человеческое существо в своем стремлении к совершенству, пониманию мироздания.
Колесо Сансары в буддизме носит название Бхавачакра и напрямую связано с учением о Шести мирах и двенадцатичленной формулой бытия. Впрочем, обо всем по порядку.
История символа и его значение
Такое понятие, как «Сансара» (или Самсара) присутствовало в древнеиндийской философии задолго до появления первых учений Будды Шакьямуни. Первое упоминание найдено в Упанишадах – классическом ведическом трактате, написанном в VIII-III веках до нашей эры. В той трактовке под Сансарой понимается череда страданий, испытываемых всеми низшими существами, в противовес высшим, которые пребывают в нирване.
В концепции индуизма Сансара – это наш мир (а также другие аналогичные ему миры), в котором пребывает материальное тело человека. При этом его тонкое (нематериальное) тело – аналог души – перерождаясь, возвращается в круг Сансары раз за разом, эволюционируя или наоборот деградируя – в зависимости от праведности, правильности своего существования.
Сансара в буддизме
Буддийская философия, взяв общую концепцию перерождений из индуизма, переработала ее и, что называется, «довела до ума». Так появилось учение о причинности, которое Будда постиг, медитируя под деревом Бодхи. Само понятие Самсары тесно переплелось с религиозной космологией, мироустройством.
Буддизм предложил не только более внятную и логичную теорию перерождений, чем древние религии, но и обозначил три основных источника страданий, а также способы вырваться из круговорота смерти и рождения.
Если индуизм относится к Сансаре достаточно нейтрально, представляя ее как существующее положение дел, с которым большинство вынуждено мириться, то в учении Будды это понятие носит явный негативный оттенок. Главная задача каждого – вырваться из «порочного круга», сформированного пороками.
Три умственных яда
Символами этих трех основных пороков, приводящих человека к страданиям, являются животные:
- петух, олицетворяющий наши желания;
- змея, которая означает ненависть;
- свинья, которая символизирует невежество и заблуждение.
Каждый из пороков имеет свои последствия:
- Желания рождают зависть и неконтролируемые материальные потребности.
- Ненависть вызывает отвращение к людям и мешает человеку относиться к происходящему спокойно и взвешенно.
- Заблуждение приводит к путанности мыслительного процесса и вялости ума.
Кстати, три умственных яда являются не только препятствиями на пути каждого человека к дзену, но и причинами всех телесных и душевных заболеваний, поэтому многие традиционные врачебные практики Востока трактуют недуги, как следствие этих трех негативных состояний, а лечение, соответственно, направлено на победу над ними.
12 нидан
Так в буддизме называются звенья причинно-следственной цепи, вытекающие одно из другого, которые приводят человека к страданиям и необходимости многократных перерождений. Все они взаимосвязаны между собой – первое порождает второе, второе – третье и так далее до последнего – двенадцатого, из которого, в свою очередь, проистекает первое.
Цепь страданий человека:
- Неведение – ложный ум, которые порождает «Я», но не дает познать истинную природу Ума.
- Привычки и шаблоны, которые заставляют совершать ошибки, что мешают эволюции при перерождении.
- Сознание, складывающееся на основе привычек и формирующее личность.
- Осознание всего сущего как «Я» и «Мир вокруг Меня».
- Шесть органов чувств, заставляющие человека считать все, воспринимаемое им, «настоящим» и «единственно правильным».
- Контакт между «Я» и объектами, осуществляемый посредством шести чувств.
- Ощущения (как приятные, так и негативные), возникающие как следствие контакта с окружающими объектами.
- Привязанности и неприятия, формирующиеся у человека на основе его ощущений.
- Действия, которые предпринимает человек в своем стремлении к удовольствиям (привязанностям).
- Карма, формируемая на основе мыслей, стремлений и действий каждого человека.
- Неизбежное старение в процессе земного существования челнока, которое ведет к финалу.
- Смерть, которой заканчивается существование в мире Сансары, после чего она опять погружает человека в неведение.
Интересно, что изначально Будда сформировал колесо в обратном порядке, поставив вопрос о причинах существования смерти. Так он пришел к неведению, с которого и начинается цикл человеческих страданий.
По легенде, перед пробуждением (просветлением) Будда тщательно анализировал все 12 составляющих Самсары в попытках найти самое слабое звено, разорвав которое, можно вырваться из круговорота. И ему это удалось.
Как выйти из круговорота страданий
Как следует из учения Будды Шакьямуни, наиболее уязвимыми являются 8 и 9 звенья цепи – желания и стремления (действия). Они не чужды даже богам и полубогам, которые хоть и пребывают в мире удовольствий, но также не в силах покинуть мир Сансары, так как ослеплены своими страстями. Именно поэтому самым ценным перерождением в буддизме считается человеческое.
В градации живых существ эта форма располагается посредине:
- Боги;
- Полубоги;
- Люди;
- Животные;
- Духи умерших;
- Обитатели Ада.
Животные в силу ограниченности своих способностей и инстинктов неспособны к сознательному изменению кармы, духи и адские жители слишком измучены страданиями, а божественные существа, наоборот, увлечены наслаждениями. Все это препятствует их выходу из Самсары в нирвану.
Любой человек в силах освободиться от оков своих желаний и стремлений, достигнув просветления и покинув колесо. Вникая в учение Бодхи и идя по пути Дао, каждый из нас имеет шанс на просветление и постижение сущности мироздания – именно это является основной целью буддизма.
Закон сансары
Говоря так, имеют ввиду карму. Если кратко, то закон Сансары – принцип естественного следствия всех поступков в текущей и прошлых жизнях. Если человек грешит (не только действиями, но и мыслью), в будущем он опускается на ступень ниже в сферах шести Миров, то есть, становится животным. А если совершает правильные действия, то наоборот, поднимается. К благородным поступкам в буддизме относятся:
- Спасение жизни человека или любого живого существа.
- Материальная и духовная щедрость. То есть помощь не только деньгами, но и словом, советом, информацией.
- Преданность друзьям, близким, родным и своим убеждениям.
- Правдивость и отсутствие лжи в словах и поступках.
- Примирение с врагами и недоброжелателями, а также участие в примирении других.
- Доброжелательность и вежливость в общении.
- Бережное отношение к тому, чем уже обладает человек (как в материальном, так и в духовном плане).
- Проявление сострадания к окружающим.
- Любовь к людям и живым существам.
- Саморазвитие и стремление к познанию.
- Закон кармы достаточно сложен и не заключается в простом сложении хороших и плохих поступков. За каждое действие человеку придется ответить.
Символизм
Поняв в общих чертах, что такое Самсара, можно обратиться и к самому символу, который содержит в себе отсылки ко всем вышеперечисленным понятиям. Существует несколько вариантов изображения колеса в разных религиозных традициях.
В упрощенной форме это круг с восемью спицами, идущими от центра. Это символ Восьмеричного пути в буддизме – восьми ступеней, которые должен постигнуть каждый ученик, идя к просветлению. Он заключается в стремлении к мудрости, совершенствовании нравственности и достижении сосредоточения.
Также в различных формах на символах колеса Самсары отображены три умственных яда, шесть сфер мироздания и 12 звеньев причинно-следственной цепи человеческих страданий.
Понятие Сансары является центром космологической буддийской Вселенной и наглядно отражает основные принципы этой религии – закон кармы и стремление к просветлению. Остановить вращения колеса невозможно, ведь оно – суть мироустройства, но каждый способен однажды выйти из него, прервав цикл перерождений и достигнув нирваны.
Заключение
Друзья, на этом мы сегодня закончим, однако скоро обязательно встретимся снова.
Если вам понравилась статья, поделитесь ею в соцсетях.
И до новых встреч на страницах блога!
Спасибо!
Мне кажется, что читали были бы рады увидеть подборку литературы по изучению буддизма!
Ольга, здравствуйте! Большое спасибо Вам за предложение! Мы обязательно поделимся своей подборкой)
Здравствуйте. В ноябре 16 года я перенёс инсульт, далее кома, выходила-вынянчила меня моя жена(в прямых смыслах этих слов). По весне 18 года я узнал(«уверился», «мне открылось», много других определений-ни одного точного), кем был до своего рождения. Знаю, прекрасно, как это всё выглядит. Но опять же знаю, куда обращаюсь. Проблема в том, что кроме своих слов, мне предъявить нечего, доказать, что-либо не могу. Хотя всё возможно, ведь и «данное открытие» случилось со мной не сразу. Мне нужно, если такое возможно, пообщаться с теми, кто пережил, что-то подобное. Надеюсь, я не один такой «кадр». И ещё. Всё-таки являюсь православным человеком, насколько вообще это возможно в «костном» понимании религии, но, хотя это и не рассматривается вообще в Христианстве, «переход» в другое тело(жизнь, воплощение, «ад», «рай»), решает сразу все противоречия и, мои лично, непонимания. Моё «понимание» теперь заключается в словах «истина где-то рядом». Мой вывод — Христианство(Православие)- это путь в следующую ступень развития. Поспорим, пообщаемся. И ещё, важно. Человек, которым я был, кавказец и мусульманин, сейчас я считаю себя русским. Поэтому «товарищи националисты», ваше мнение меня совершенно не интересует, как противоречащее вообще принципам развития.
у меня похожая ситуация была, мы могли бы поговорить. напишите мне на почту stroh1996@inbox.ru хорошего дня:)