Ратнасамбхава – кто это в буддизме?

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Сегодня мы продолжим знакомство с божествами буддийского пантеона. Предлагаем вам поговорить сегодня о том, кто такой Ратнасамбхава.

Прочитав статью ниже, вы узнаете, кем он является, что собой олицетворяет, в союзе с кем выступает и как изображается. Что же, давайте начнем!

Содержание:
Кто это
Как изображается
Заключение

Кто это

В ваджраянском направлении буддийской мысли, иными словами – в тибетском буддизме, Просветленное состояние выражается в форме пяти видов мудрости. Здесь же существует понятие Дхьяни-будд – будд Высшей Мудрости. Всего их насчитывается тоже пять, и каждый из них произошел от первоначального, вневременного будды – Ади-будды.

Также каждый из этих будд соответствует определенной скандхе – свойству живых существ в психологии буддизма, связанному с психосоматикой. Перечислим пять дхьяни-будд и их скандхи:

  • Вайрочана – сознание, способность различать;
  • Акшобхья – форма;
  • Ратнасамбхава – чувства, ощущения;
  • Амитабха – понимание, представление;
  • Амогхасиддха – опытный путь, воля.

Таким образом, мы видим, что Ратнасамбхава – один из дхьяни-будд, отвечающий за ощущения, чувственный опыт, не смешанный с эмоциями, – ведана. Вместе с другими он изображается в мандале, где будды стоят по всем сторонам света, и только Вайрочана – в центре. Ратнасамбхава же занимает позицию в южной точке.

Впервые о Ратмасамбхаве упоминается в священном буддистском писании «Гухьясамаджа-тантра», датируемом III столетием нашей эры.

Имя Ратнасамбхавы с санскрита дословно переводится как «Родившийся из драгоценности». Также перевод можно понимать как «Тот, откуда появляются драгоценные камни». В странах, где распространен буддизм Ваджраяны, его называют по-разному:

  • по-тибетски – Ринчен Джюнгнэ;
  • по-китайски – Баошенг Рулай;
  • по-японски – Хошо Ньорай.

Ратнасамбхава происходит из рода Ратна, что само по себе означает «драгоценность». Ему присуща Мудрость Равенства. Такое качество появляется при преобразовании исцеляемого порока (клеши) – гордыни.

Равностная мудрость позволяет божеству видеть мир без каких-либо пристрастий, относиться к вещам с равными чувствами. Эта мудрость помогает ему постичь равномерное бытие дхармакаи (окончательного тела Будды), шуньи (пустотности) и их существование вне времени и пространства.

Стихией Ратнасамбхавы считается земля и все твердые предметы материальности. Символ – читтамани, то есть драгоценный камень, исполняющий желания. Животным, охраняющим трон, является конь.

Мир божества называется «Шримат», что переводится как «Земля, которую наделили святыней». В нашем мире он воплощается в будду Кашьяпу. А в переходном состоянии после смерти – бардо – он предстает мирным существом, а затем проявляется гневным божеством Ратнахерука.

Из сезонов Ратнасамбхаве соответствует осень, а из времени суток – период со второй половины утра до полудня. Часто божество изображают в союзе яб-юм со своей прекрасной супругой по имени Мамаки. Вместе они олицетворяют мудрость равенства.

Мантра божественного существа звучит как «Ом Ратнасамбхава Траам».

Как изображается

Будду Ратнасамбхаву часто можно увидеть воплощенным в скульптурах, на тханках, в статуэтках на алтаре. Его вы также можете увидеть на фото.

В известном ваджраянском писании «Бардо Тходол», то есть в «Тибетской книге мертвых», есть подробное описание божества. Согласно «Бардо Тходол», он является умершему на третьи сутки, следом за буддой Акшобхьей. Благословенный Ратнасамбхава появляется из Славного царства на юге, сияющего золотистым свечением.

Приход божества тоже сопровождается ярким желтым, ясным светом, который словно проникает везде и способен ослепить. Тело его также имеет желтый или золотой оттенок. Такой цвет очень символичен и олицетворяет богатство в духовном и материальном плане, а также освобождение от привязанностей и беспрерывной цепочки перерождений.

Сам будда сидит в медитативной позе, в падмасане – позе лостоса, на раскрытом лотосном бутоне. Этот трон поддерживают лошади, тем самым олицетворяя то, что Ратнасамбхава наделен одновременно способностью к состраданию и милосердию.

Когда божество изображается в образе яб-юм, он приобнимает свою жену, которая также наделена желтоватым свечением тела. Вместе с ними обычно изображаются бодхисаттвы Самантабхадра и Акашагарабха в образе мужчин, а также Мала и Дхула в образе женщин. Все шесть существ как будто появляются из свечения радуги.

Ратнасамбхава облачен в одеяние, часто оголяющее правое плечо, и украшен драгоценностями Самбхогакаи. Голова увенчана короной.

Правая ладонь лежит на колене и смотрит вверх, к небу. Она сложена в особой мудре – вараде, которая указывает на щедрость, даяние. 

Правая кисть находится на бедре, ладошка тоже вывернута наверх, к небесам. На ней покоится читтамани – драгоценый камень, который наполняет все вокруг светом и способен претворять мечты в жизнь. Этот камень символизирует накопление знаний в нем. Иногда Ратнасамбхава держит читтамани в районе сердца.

Заключение

Ратнасамбхава – важная фигура в буддизме Ваджраяны, который распространен в Тибете и на Дальнем Востоке. Вместе с Вайрочаной, Акшобхьей, Амитабхой и Амогхасиддхой он относится к пяти буддам Мудрости. Происходя из рода Ратна, он являет собой символ равностной мудрости. Его изображения можно встретить довольно часто, и везде его показывают в положении медитации, отражающим теплый желтый свет и распространяющим свою мудрость.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Хочется верить, что в нашей статье вы нашли ответы на интересующие вас вопросы. Чтобы и дальше открывать вместе с нами волшебный мир Востока и буддийской мудрости, оставайтесь на связи —  подписывайтесь почту, и мы сможем сообщать вам первым о публикации новой статьи.

Если вы считаете, что статья может оказаться интересной и полезной и другим людям — поделитесь ссылкой на нее в социальных сетях.

Заходите к нам снова и оставляйте комментарии – мы всегда будем вам рады!

Желаем вам всего доброго, и до скорой встречи в нашем блоге!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 6
  1. Денис

    Спасибо, значит Ратнасамбхава добрый или злой?)

    А в переходном состоянии после смерти – бардо – он предстает мирным существом, а затем проявляется гневным божеством Ратнахерука.

    Что это значит?)

    1. Natalya (автор)

      Это другая форма божества Ратнасамбхава)
      Из «Бардо Тодрол»:
      «На десятый день божество, пьющее кровь, из семейства Ратна, блаженный Ратна-Херука, появится перед тобой из южной стороны твоего мозга. Его тело тёмно-жёлтого цвета. У него три головы, шесть рук, четыре ноги. Правое лицо белое, левое – красное, среднее – тёмного огненно-жёлтого цвета. В первой из трёх его правых рук – драгоценность, в средней – трезубец, в третьей – жезл. В первой левой руке – колокольчик, в средней – чаша-череп, в третьей – трезубец. Его супруга Ратна-Кродхишвари обнимает его правой рукой за шею, а левой протягивает ему череп, полный крови.
      Не ужасайся, не бойся всего этого. Распознай, что это проявление твоего состояния знания, твоего йидама. Не бойся его, доверься ему. Ведь в действительности это Будда Ратнасамбхава с супругой. Узнать их – значит освободиться».

  2. Ирина

    Благодарю,очень познавательно! :idea:

    1. Natalya (автор)

      Ирина, и Вам спасибо за обратную связь)

  3. Людмила

    Добрый день! Сердечно благоарю Вас за статью! Многое открылось мне, после прочтения статьи. Но мой вопрос несколько не по данной статье… Дело в том, что пару лет назад у меня была клиническая смерть, в ночь после которой мне было видение: золотой будда (он так светился, что я открыла глаза и заговорила с ним вслух, и чел., который присматривал за мной, испугался, с кем это я разговсриваю…). Вдруг через несколько сек. Сквозь этого золотого и светящегося будду вылетели и пронеслись мимо 5-ть разноцветных будд. В тот момент я не знала наверняка, что это будды, т.к. никогда не увлекалась буддизмом, и первые мысли были об индуизме (из-за мочек ушей — они были длинные и золотого нимба сзади). К пониманию, что это будды, я пришла в результате поисков образов, которые видела в ту ночь. Прошло несколько лет, но я все еще пытаюсь понять, что это значило (почему я выжила и мне было такое явление — каков смысл, и почему вообще это видение было, тогда как меня никогда не интересовал буддизм ранее)? Скажите, пож., могут ли эти 5-ть будд и главное, тот самый яркий и золотой, который явился первым и дольше всех был перед моим взором, могут они иметь отношение к дхьяни-буддам, или есть еще 5ть цветных будд? И с какой целью могло быть такое видение у полуживого человека, не интересующегося буддизмом? Заранее благодарю за ответ.

    1. Natalya (автор)

      Людмила, здравствуйте! Рады, что статья оказалась полезной. По поводу Вашего вопроса — с ним Вам лучше обратиться к буддийскому монаху. Ваш сон — это очень личное переживание, мы не осмелимся трактовать его смысл и значение в Вашей жизни…

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.