Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
В буддийской философии существует большой пантеон различных божеств, будд, бодхисаттв. Важное место в этой иерархии занимает Ади-будда. Именно о нем мы хотим поговорить сегодня.
Кто это, когда люди узнали о нем, какие имена он имеет, в каком образе предстает перед людьми – ответы на все эти вопросы вы найдете в статье ниже.
Содержание:
Понятие
Развитие образа
Ваджрадхара
Всеблагой
Вайрочана
Заключение
Понятие
Под словом «Ади-будда» понимается в первую очередь «Изначальный будда». В махаянской и ваджраянской традициях буддизма он олицетворяет собой совокупность будд и бодхисаттв, их сущность.
Первоначальный будда отражает божественность Вселенной, истинную природу ума, сущность будды, единый абсолют, творческое начало. Он предполагает духовное единство.
Его можно сравнить с единым Богом в других религиозных системах. Однако при этом он не всемогущий Бог, который сотворил Вселенную – в буддизме, как известно, вообще не существует бога-творца, потому что реальный мир целостен и не мог быть создан.
Изначального будду могут именовать по-разному:
- Сарва-Будда-Адхипа;
- Ади-Дхармакая;
- Ади-Натха.
Корень «ади» значит первоначальное состояние до возникновения оков неведения, из-за которых появляется сансара – цикл постоянных перерождений. Под «первоначальностью» подразумевается не какое-то условное прошлое, а нахождение вне времени, за пределами сансары.
Природная пустота сознания не начинается и не заканчивается нигде, она вневременна и внеформенна, не имеет определенной пространственной точки. Именно эту пустотность символизирует Ади-будда.
Он также связан с понятием «Трикая» – тремя телами будды. Согласно этой концепции, выделяются следующие его формы, способы бытия:
- Дхармакая (или Ваджракая) – «тело сущности», высшее выражение духовности, отображающее истинность мироздания, которое можно постичь лишь с постижением просветленного сознания.
- Самбхгакайя – внешний образ божеств созерцания, которые можно постичь в медитативной практике. Таким образом будда дарует учение другим бодхисаттвам.
- Нирманакая – тело, воплощенное в нашем мире, как, например, Будда Шакьямуни, воплощенный в человеке.
В этом контексте Ади-Натха символизирует четвертую «каю» – Свабхавикакаю. Свабхавикакая означает истинную сущность реального мира, просветление, пустотность.
Состояние Ади-будды – высший уровень, приравниваемый к паринирване. Он свободен от привязанностей и иллюзорности мира.
Развитие образа
Если вспомнить историю развития буддийской мысли, сначала она была единой, а лишь затем разделилась на хинаяну и махаяну. Из последней, в свою очередь, отделилась ваджраяна.
Великие деятели выделили и стали развивать учение об Ади-будде. Впервые о нем говорили сутры тантры, датируемые VII столетием. В первую очередь это «Манджушринамасангити». Затем, на рубеже X и XI столетия, учение стало набирать вес в текстах калачакры.
В таком виде оно стало распространяться на восток, и по сей день господствует в Гималаях и восточноазиатском регионе: на непальских, тибетских, бутанских, монгольских территориях, а также в буддистских республиках России – в Бурятиии, Туве, Калмыкии. При этом в старой школе тибетского буддизма, именуемой Ньингма, Ади-будду называют Самантабхадрой. А в новых школах, которые объединены понятием Сарма, его величают Ваджрадхарой.
Принципиальной разницы в образах Самантабхадры и Ваджрадхары нет.
На Дальнем Востоке, а именно на китайских, японских, корейских землях, существует направление Сингон. Здесь Ади-будду отождествляют с Вайрочаной, который причисляется к пяти дхьяни-буддам – буддам медитации. У каждого дхьяни-будды есть своя мантра, и с ним связана особая садхана – медитативная практика.
Ваджрадхара
Тибетский Ваджрадхара символизирует дхармакаю, недвойственную природу всего сущего. Сама ваджра в его правой руке указывает на моментальное, подобно вспышке молнии, просветленное состояние.
Есть мнение, что Ваджрадхара способен даровать великим буддистам-практикам новые учения. По преданию, он подарил «особый символ» известному монаху из Индии Тилопе, который впоследствии основал тибетскую секту Кагью.
На изображениях, в статуях, на тханках, а в наше время и на фото Ваджрадхара предстает сидящим на раскрытом лотосном бутоне в падмасане – позе лотоса. Бутон, означающий просветленность, в свою очередь, находится на дисках солнца и луны. Последний символизирует бодхичитту – свойство бодхисаттв, готовность достичь просветления и трудиться для того, чтобы повести все сущее по этому же пути.
Тело Ваджрадхары имеет синий цвет. Он облачен в яркие пятицветные одежды, многочисленные драгоценности, а голова увенчана короной. Такой образ показывает высшую степень радости, свойственную божеству.
Ладони сложены у груди. Правая сжимает ваджру (особой формы скипетр), являющую собой образ пустоты, а левая – колокольчик, смысл которой заключается в безграничной мудрости. Вместе они олицетворяют единство блаженства и пустотности.
Божество встречается как само по себе, так и в образе яб-юм – вместе с супругой. Их союз тоже символичен – это единение метода и женской мудрости.
Всеблагой
Именно так – «Всеблагой», «Благородный» – переводится имя Самантабхадра. По-тибетски оно звучит как «Кунту Зангпо». Символизм и внешний вид Самантабхадры во многом похож на Ваджрадхару.
Его тело также имеет синий оттенок, и изображается он часто со спутницей. Однако главное отличие – их рисуют без какой-либо одежды и драгоценностей. Тем самым показана истинная природа, не скованная ничем.
Описание Самантабхадры приводится и в известном тексте «Бардо Тходол» – «Тибетской книге мертвых». Там повествуется, что на шестые сутки после физической смерти к умершему приходит 42 просветленных совершенных существа. Самантабхадра, воплощенный в мужчине и женщине, относится к этим существам.
Вайрочана
Он распространен в дальневосточном буддизме и именуется также «Махавайрочаной», то есть Великим Вайрочаной. С японского языка его имя переводится как «Великое солнце, которое сияет».
Он также выражает дхармакаю, но относится к числу дхьяни-будд, иными словами, божеств Мудрости. Собственно говоря, все пять дхьяни-будд происходят от Ади-будды. Вайрочана занимает центральную позицию по отношению к остальным.
Заключение
Ади-будда – ключевая фигура в махаянском и ваджраянском течении буддизма. Он считается Изначальным буддой, находящимся вне времени, вне пространства, за пределами сансары.
Он являет собой истинную природу мироздания, нашего сознания и объединяет в себе величественность всех будд и бодхисаттв. Его могут называть Ваджрадхарой, Самантабхадрой, Вайрочаной – это зависит лишь от школы, но суть остается неизменной.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Хочется верить, что в нашей статье вы нашли ответы на интересующие вас вопросы. Мы будем рады, если вы поддержите наш проект. Присоединяйтесь к нам, делитесь ссылкой с друзьями, подписывайтесь на почтовую рассылку, чтобы и дальше искать истину вместе.
Всего вам доброго и до новых встреч в нашем блоге!
Буддийское слово «Ади», также как и даосское слово «Дао» — это одно и тоже слово, что и латинское слово «Deo» («Бог»). Део — Дао — Ди — Ади — это одного происхождения.
Человечество едино, и произошло из одного корня, поэтому и слова единые.
Благодарю за интересную, познавательную информацию! Статья проясняет и помогает более глубокому проникновению в Буддизм! Пусть Будет Благо и у Всех зародиться причина для Счастья!
Спасибо за теплые слова! Будем рады Вам на своем блоге!
Здравствуйте!
Спасибо за интересную статью, узнаю на Вашем сайте очень много нового. Если есть возможность, можете исправить опечатку в предложении: «Вместе они олицетворяют единство блажи (вероятно, «блаженства»?) и пустотности.», мой комментарий можно затем удалить
Здравствуйте! Спасибо за обратную связь о нашем сайте. Опечатку исправили, спасибо, что написали нам!