Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
В буддийской философии существует большой пантеон различных божеств, будд, бодхисаттв. Важное место в этой иерархии занимает Ади-будда. Именно о нем мы хотим поговорить сегодня.
Кто это, когда люди узнали о нем, какие имена он имеет, в каком образе предстает перед людьми – ответы на все эти вопросы вы найдете в статье ниже.
Содержание:
Понятие
Развитие образа
Ваджрадхара
Всеблагой
Вайрочана
Заключение
Понятие
Под словом «Ади-будда» понимается в первую очередь «Изначальный будда». В махаянской и ваджраянской традициях буддизма он олицетворяет собой совокупность будд и бодхисаттв, их сущность.
Первоначальный будда отражает божественность Вселенной, истинную природу ума, сущность будды, единый абсолют, творческое начало. Он предполагает духовное единство.
Его можно сравнить с единым Богом в других религиозных системах. Однако при этом он не всемогущий Бог, который сотворил Вселенную – в буддизме, как известно, вообще не существует бога-творца, потому что реальный мир целостен и не мог быть создан.
Изначального будду могут именовать по-разному:
- Сарва-Будда-Адхипа;
- Ади-Дхармакая;
- Ади-Натха.
Корень «ади» значит первоначальное состояние до возникновения оков неведения, из-за которых появляется сансара – цикл постоянных перерождений. Под «первоначальностью» подразумевается не какое-то условное прошлое, а нахождение вне времени, за пределами сансары.
Природная пустота сознания не начинается и не заканчивается нигде, она вневременна и внеформенна, не имеет определенной пространственной точки. Именно эту пустотность символизирует Ади-будда.
Он также связан с понятием «Трикая» – тремя телами будды. Согласно этой концепции, выделяются следующие его формы, способы бытия:
- Дхармакая (или Ваджракая) – «тело сущности», высшее выражение духовности, отображающее истинность мироздания, которое можно постичь лишь с постижением просветленного сознания.
- Самбхгакайя – внешний образ божеств созерцания, которые можно постичь в медитативной практике. Таким образом будда дарует учение другим бодхисаттвам.
- Нирманакая – тело, воплощенное в нашем мире, как, например, Будда Шакьямуни, воплощенный в человеке.
В этом контексте Ади-Натха символизирует четвертую «каю» – Свабхавикакаю. Свабхавикакая означает истинную сущность реального мира, просветление, пустотность.
Состояние Ади-будды – высший уровень, приравниваемый к паринирване. Он свободен от привязанностей и иллюзорности мира.
Развитие образа
Если вспомнить историю развития буддийской мысли, сначала она была единой, а лишь затем разделилась на хинаяну и махаяну. Из последней, в свою очередь, отделилась ваджраяна.
Великие деятели выделили и стали развивать учение об Ади-будде. Впервые о нем говорили сутры тантры, датируемые VII столетием. В первую очередь это «Манджушринамасангити». Затем, на рубеже X и XI столетия, учение стало набирать вес в текстах калачакры.
В таком виде оно стало распространяться на восток, и по сей день господствует в Гималаях и восточноазиатском регионе: на непальских, тибетских, бутанских, монгольских территориях, а также в буддистских республиках России – в Бурятиии, Туве, Калмыкии. При этом в старой школе тибетского буддизма, именуемой Ньингма, Ади-будду называют Самантабхадрой. А в новых школах, которые объединены понятием Сарма, его величают Ваджрадхарой.
Принципиальной разницы в образах Самантабхадры и Ваджрадхары нет.
На Дальнем Востоке, а именно на китайских, японских, корейских землях, существует направление Сингон. Здесь Ади-будду отождествляют с Вайрочаной, который причисляется к пяти дхьяни-буддам – буддам медитации. У каждого дхьяни-будды есть своя мантра, и с ним связана особая садхана – медитативная практика.
Ваджрадхара
Тибетский Ваджрадхара символизирует дхармакаю, недвойственную природу всего сущего. Сама ваджра в его правой руке указывает на моментальное, подобно вспышке молнии, просветленное состояние.
Есть мнение, что Ваджрадхара способен даровать великим буддистам-практикам новые учения. По преданию, он подарил «особый символ» известному монаху из Индии Тилопе, который впоследствии основал тибетскую секту Кагью.
На изображениях, в статуях, на тханках, а в наше время и на фото Ваджрадхара предстает сидящим на раскрытом лотосном бутоне в падмасане – позе лотоса. Бутон, означающий просветленность, в свою очередь, находится на дисках солнца и луны. Последний символизирует бодхичитту – свойство бодхисаттв, готовность достичь просветления и трудиться для того, чтобы повести все сущее по этому же пути.
Тело Ваджрадхары имеет синий цвет. Он облачен в яркие пятицветные одежды, многочисленные драгоценности, а голова увенчана короной. Такой образ показывает высшую степень радости, свойственную божеству.
Ладони сложены у груди. Правая сжимает ваджру (особой формы скипетр), являющую собой образ пустоты, а левая – колокольчик, смысл которой заключается в безграничной мудрости. Вместе они олицетворяют единство блажи и пустотности.
Божество встречается как само по себе, так и в образе яб-юм – вместе с супругой. Их союз тоже символичен – это единение метода и женской мудрости.
Всеблагой
Именно так – «Всеблагой», «Благородный» – переводится имя Самантабхадра. По-тибетски оно звучит как «Кунту Зангпо». Символизм и внешний вид Самантабхадры во многом похож на Ваджрадхару.
Его тело также имеет синий оттенок, и изображается он часто со спутницей. Однако главное отличие – их рисуют без какой-либо одежды и драгоценностей. Тем самым показана истинная природа, не скованная ничем.
Описание Самантабхадры приводится и в известном тексте «Бардо Тходол» – «Тибетской книге мертвых». Там повествуется, что на шестые сутки после физической смерти к умершему приходит 42 просветленных совершенных существа. Самантабхадра, воплощенный в мужчине и женщине, относится к этим существам.
Вайрочана
Он распространен в дальневосточном буддизме и именуется также «Махавайрочаной», то есть Великим Вайрочаной. С японского языка его имя переводится как «Великое солнце, которое сияет».
Он также выражает дхармакаю, но относится к числу дхьяни-будд, иными словами, божеств Мудрости. Собственно говоря, все пять дхьяни-будд происходят от Ади-будды. Вайрочана занимает центральную позицию по отношению к остальным.
Заключение
Ади-будда – ключевая фигура в махаянском и ваджраянском течении буддизма. Он считается Изначальным буддой, находящимся вне времени, вне пространства, за пределами сансары.
Он являет собой истинную природу мироздания, нашего сознания и объединяет в себе величественность всех будд и бодхисаттв. Его могут называть Ваджрадхарой, Самантабхадрой, Вайрочаной – это зависит лишь от школы, но суть остается неизменной.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Хочется верить, что в нашей статье вы нашли ответы на интересующие вас вопросы. Мы будем рады, если вы поддержите наш проект. Присоединяйтесь к нам, делитесь ссылкой с друзьями, подписывайтесь на почтовую рассылку, чтобы и дальше искать истину вместе.
Всего вам доброго и до новых встреч в нашем блоге!
Буддийское слово «Ади», также как и даосское слово «Дао» — это одно и тоже слово, что и латинское слово «Deo» («Бог»). Део — Дао — Ди — Ади — это одного происхождения.
Человечество едино, и произошло из одного корня, поэтому и слова единые.
Благодарю за интересную, познавательную информацию! Статья проясняет и помогает более глубокому проникновению в Буддизм! Пусть Будет Благо и у Всех зародиться причина для Счастья!
Спасибо за теплые слова! Будем рады Вам на своем блоге!