Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Сегодня мы продолжим знакомство с божествами буддийского пантеона, и темой нашего разговора будет Махакала. Кто это такой, откуда он появился, каким бывает, что значит каждая его форма и как он изображается в иконографии – обо всем этом вы узнаете в статье ниже.
Итак, начинаем погружение в мир буддизма.
Содержание:
Понятие о Махакале
Происхождение
Формы и их значение
Внешний вид
Заключение
Понятие о Махакале
Махакала – это божественное существо, которое охраняет и защищает дхарму, то есть учение Будды. В буддийской философии таких защитников называют дхармапалами. Кроме того, в некоторых направлениях он считается йидамом – просветленным, имеющим собственные практики, медитативные упражнения, мантры, иконографию, статуи.
Махакала почитается в традиции Ваджраяны. Основная миссия этого божества – убирать препятствия, преодолевать сложности, помогать людям, стремящимся к Пробуждению.
Его имя означает «Великий черный» или же «Великое время» в зависимости от точности перевода. Но в разных странах Махакала имеет различные имена:
- в Тибете – Нагпо Ченпо;
- в Монголии – Махгал;
- в Японии – Дайкоку.
Как бы его ни называли, он имеет огромное количество ипостасей, но в большинстве случаев изображается как гневное божество. Этому есть объяснение: в текстах тантры выделяется 8 видов существ, обладающих особым могуществом. Среди них есть так называемые «махакалы», создающие людям проблемы, и, чтобы противостоять им, Махакала вынужден был принять похожий облик.
Есть некоторые представители тибетского буддизма, которые очень страшатся Махакалы, считая его демоническим существом. В определенные дни они проводят особые обряды — пуджи — в его честь, а все остальное время хранят его изображение запертым в специальном алтаре.
Происхождение
Существует несколько версий того, как появился Махакала в философии буддизма. Одни считают, что изначально он был демоническим божеством, но позже перешел на добрую сторону, признал три драгоценности и принял прибежище в Будде, дхарме и сангхе, а затем вовсе стал защитником Учения. Другая версия гласит, что он пришел из тантры, распространенной в Индии, как противоположная сущность Шивы – Бхайрава, что значит «Нагнетающий ужас».
Третьи вовсе считают Махакалу злобной эманацией Авалокитешвары. Легенда об этом является продолжением сказания о том, как у Авалокитешвары – бодхисаттвы Сострадания – появилось 11 голов. 7 лет он поддавался грусти, а затем принял решение обрести злобный лик.
Тогда его сердце образовало священный слог «хум», превратившийся позже в Махакалу. После этого события шесть раз сотрясалась земля. Будда Амитабха и другие дхьяни-будды поняли, что новое божество настолько сильно, что способно претворять в жизнь мечты и стремления человека, если тот живет честной и праведной жизнью.
После появления этих мифов образ Махакалы постепенно проник в Ваджраяну как существо, защищающее дхарму, в злобном обличии. Особенную любовь он приобрел среди приверженцев школы Сакья, где нашел отражение во множестве форм, самая главная из которых – Дордже Гур. Однако и в других традициях тибетского буддизма защитник имел большой вес.
Новый виток популярности начался в конце X столетия, когда влияние буддизма в Тибете вновь стало усиливаться. Веком позже здесь появилась Махакала-тантра, которую перевел с санскрита Ринчен Сангпо. Позднее великий Цонкапа стал продолжать эту практику, и 5 форм Махакалы превратились в главных хранителей традиции гелуг.
Форма Махакалы с шестью руками относится к числу хранителей Тибета.
Позже Махакала стал известен и некоторым китайцам в эпоху Сун. А с приходом монгольской династии в Китай он вовсе завоевал огромную популярность. Так, к примеру, он был персональным защитником правителя XIII века Хубилай Хана.
Формы и их значение
Несмотря на гневный образ, Махакала обладает сочувствующей и сострадательной натурой. Его высшая цель – стремление к Пробуждению, а частная, помогающая всем практикам – преодоление препятствий на пути к нему, увеличение силы, накопление знаний, духовное развитие.
В Тибете его почтительно называют «Великий черный хранитель». Махакала может иметь самые разные формы: с разным количеством рук, разных цветов, и в каждом случае конкретное божество будет иметь особое значение. Называют 72 его эманации, но есть мнение, что их количество превышает тысячу.
Расскажем про самые главные его формы:
- С 2 руками – Махакала Бернагчен, воплощение бодхисаттвы Ваджрапани. Буквально значит «черный плащ». Признан мощнейшим защитником. Особенно распространен в направлении Карма Кагью и служит Кармапе. 8-й Кармапа в свое время составил текст «Призыв Бернагчена», постоянное чтение которого поможет достичь храбрости и оградиться от зла. В монгольском направлении очень почитается подвид Бернагчена – Панджара Махакала, который, кроме всего прочего, считается покровителем домов.
- С 4 руками – Гонпо Чакжила, эманация Манджушри
- С 6 руками – Джняна Махакала, воплощение Авалокитешвары, без труда побеждает врагов.
- Белый – Гонкар, помогает успокаивать и увеличивать активную энергию, дарует богатства, силу, ум, духовные качества. Во многом стал популярен из-за духовной деятельности Цонкапы, создавшего особые обряды Махакалы. Гонкар считается хранителем монгольского народа.
- Золотой или желтый – усиливает энергию и удваивает усилия на пути Просветления.
- Красный – дарит вдохновение.
- Синий/черный – охраняет и устраняет преграды.
Внешний вид
Махакала часто изображается в иконографии, на тханках, в скульптурах, статуэтках, рисунках. Конкретный внешний вид зависит от формы божества, но в целом имеет ряд общих черт.
Чаще всего он предстает в синем или черном теле, с выпученным животом, со злобным выражением лица. Огромное значение имеют его атрибуты и украшения: набедренная повязка из шкуры тигра, гирлянда, на которую нанизаны головы людей, кости.
Тиара, которая увенчана 5 черепами, олицетворяет 5 омрачений, которые божество сумело превратить в 5 истинных мудростей. Животные и птицы из дикой природы являются символом решительности и готовности преодолевать препятствия. Две змеи сплели тело и сцепились ниже пояса – это указывает на то, что Махакала смог усмирить в себе злость, которую символизируют змеи.
В зависимости от количества рук Махакала держит определенные предметы: божество с двумя руками сжимает черепную чашу и меч или трезубец, с четырьмя – меч, кхатвангу, капалу, с шестью – еще и четки, барабан дамару, нож, с шестнадцатью – трезубец, слоновью лапу, колокол, ваджру, голову человека, ракушку, розги, дамару. Также последний имеет 8 лиц и 4 ноги.
Часто защитник дхармы, в особенности белая его форма, ногами удерживает божество Винаяка с головой слона – это демон, чинящий препятствия. Нередко его путают с Ганешей из пантеона индуизма, который, напротив, является воплощением мудрости и богатства.
Двурукий Бернагчен обычно изображается верхом на солнце, расположенном на троне из лотоса. Треть всего тела занимает голова, волосы похожи на пламя и вздыблены, а на лице можно различить 4 здоровых клыка и бородку рыжего цвета. Сам он охвачен пламенем мудрости.
У божества есть и женское воплощение – Махакали. Женой является богиня Шридэви, другой ипостасью которой считается гневная Палдэн Лхамо. Шридеви вместе с супругом нередко изображаются в союзе яб-юм.
Заключение
Сегодняшняя статья познакомила нас с Махакалой – важным божеством пантеона традиции Ваджраяны. Он является защитником дхармы, йидамом и способен представать в разных формах: с двумя, четырьмя, шестью или шестнадцатью руками, разных цветов. Каждая ипостась имеет свои сильные стороны, но главное предназначение божества – вести приверженцев учения Будды к Просветлению.
Спасибо, что были с нами, уважаемые читатели! Надеемся, что статья оказалась для вас полезной. Если вы и дальше хотите изучать буддийскую философию вместе с нами, подписывайтесь на почтовую рассылку.
Желаем вам всего доброго, и до скорых встреч в нашем блоге!
Ок.