Сравнение буддизма и индуизма — двух древнейших религий

миниатюра

Здравствуйте, дорогие читатели!

Наш сегодняшний разговор о том, чем отличаются и чем похожи буддизм и индуизм.

Содержание
Немного истории
Основы учения
Коротко об индуизме
Отличия и сходство двух учений
Заключение

Оба учения возникли на просторах Индийского субконтинента, т.е. можно сказать, что «генетически» они имеют общее происхождение. Проводя сравнение буддизма и индуизма, следует заметить, что несмотря на существующие принципиальные различия, за многовековую историю между сторонниками и приверженцами обоих философских течений не было ни одного столкновения на межрелигиозной почве.

Оба учения мирно сосуществуют и в настоящее время, гармонично переплетаясь с такими направлениями, как йога, джайнизм, сикхизм, христианство и ислам.

Немного истории

Возникновение буддизма овеяно красивыми легендами. Согласно им, в 563 году до нашей эры в семье раджи и царицы Махамайи в майский день полной луны, родился сын. Восемь провидцев, которые были приглашены отцом ребенка для определения его будущего, увидели в новорожденном младенце исключительные признаки и предсказали, что станет он либо великим царем либо Буддой.

Мальчик получил имя Сиддха́ртха Гота́ма (Гаутама), что означает того, кто добился своей цели. Мать его вскоре после родов умерла. Отец пытался всячески оградить сына не только от религиозных веяний, но и от страданий окружающего мира.

Сидхартха во дворце

Выехав на колеснице впервые за пределы дворца на тридцатом году своей жизни, Готама узрел то, что изменило всю его дальнейшую жизнь. Увидев на улице сначала нищего, затем больного старика, а после отшельника и мертвого, он внезапно осознал, что в мире существуют неизбежные события: старение, болезни, смерть, лишения, мучения, и никакие материальные блага не могут изменить подобный ход бытия. Самопознание – вот истинный путь для постижения истины жизни.

Подобные размышления заставили его отказаться от богатой, сытой жизни и подтолкнули к странствиям с целью познания и достижения Просветления. Долгий путь лишений, длиной в шесть лет на грани изнеможения, закончился в день его рождения, после 49-дневной медитации под фикусовым деревом, когда пришло осознание Истины.

Гаутама достиг Просветления в 36 лет, поняв причину всех человеческих страданий и пути избавления от них. Именно с этого момента, его будут звать Буддой, что означает Пробудившийся или Просветлённый.

Основы учения

Четыре благородных истины являются фундаментом буддизма. Кратко их можно изложить так:

  1. Страдание существует.
  2. Причина его – жажда или желание.
  3. Возможно прекращение страдания – достижение нирваны, отказ от жажды.
  4. Дорога к избавлению от страдания – Восьмеричный Путь.

Находясь в своих странствиях на пороге смерти, Будда осознал, что к познанию истины не приводят ни мирские блага, ни самоистязание. Правильный Путь лежит посередине, включает в себя такие категории, как мудрость, нравственность, духовная дисциплина.

Основными доктринами буддизма считаются:

  • Учение о причинно-следственной связи и карме, поясняющее, что не существует в мире причин и следствий какого-либо явления, но существуют условия его возникновения или невозникновения. Страдания человека, зависят от его действий и поступков, которые определяют карму – судьбу.
  • Учение анатмавады – теория отрицания души.
  • Учение мгновенности. Основными положениями его являются постулаты: бытие мгновенно, а любое состояние непостоянно. События возникают, подобно вспышке, образуя «узоры», обусловленные причинно-следственными кармическими связями. Жизнь состоит из отдельных вспышек, создающих иллюзию некой стабильности.
  • Буддийская космология – учение о мироздании, развитии вселенной, о перерождении.

Удивительно, но факт: ученые в области ядерной и квантовой физики нашли подтверждение правильности буддийской теории о кальпах – периодах возникновения и уничтожения мироздания.

 

Основным постулатом учения является следующее утверждение: не существует каких-либо божественных субстанций. Есть человек, проживающий свою жизнь и отвечающий за все, что с ним происходит. Достигнуть состояния Пробуждения можно путем избавления от иллюзий. Увидеть жизнь такую, как она есть, помогает путь самоограничения, следование заповедям и медитация.

Коротко об индуизме

Учение не имеет основателя и четкой доктрины. По сути, индуизм – это не единая религия. Она представляет собой совокупность различных течений, основанных на Ведах. Возникновение его датируется 16-15 веками до н.э., что значительно раньше появления буддизма, христианства, ислама. Этот факт позволяет считать индуизм самой древней религией человеческой цивилизации. Несмотря на существующее большое количество течений, их отличия друг от друга, все они имеют общие черты сходства, выражающиеся в следующих признаках:

  • Признание и почитание божественного начала, поклонение изображениям и статуям.
  • Признание законов Сансары – возможности переселения душ одних живых существ в другие.
  • Признание законов Кармы. Перевоплощения зависят от совершенных поступков.

Индуизм проповедует чтение мантр, практикует йогу и медитативные методики, одобряет ритуальные жертвоприношения, как средство получения божественных благ тому, кто их совершает.

женщины в индуизме

Отличия и сходство двух религиозных учений

Рассмотрев некоторые ключевые моменты и особенности, гораздо проще говорить о том, чем отличается буддизм от индуизма. В чем разница и чем похожи эти два религиозных направления можно представить в виде следующей таблицы:

ПризнакБуддизмИндуизм
Суть ученияУчение о пути по достижению Просветления, имеет четко выстроенную философию. Основатель - Будда. Не отрицает и не утверждает присутствие некого божественного начала. Основная цель – созерцание духа внутри самого себя. Проповедует некий срединный путь, без крайностей – аскезы и удовольствий. Только познав себя, можно достичь Просветления и высшего состояния – Нирваны.Представляет совокупность различных религиозных течений, основанных на Ведах. Основателя нет. Весь мир – Сансара, представляющая цепь кармических перерождений. Основная цель – выйти за ее пределы и достичь Абсолюта. Достижение задачи возможно путем строжайшей аскезы, самоотречения, жертвенных приношений.
Отношение к социальному статусуПроповедует равенство всех социальных слоев общества.Четко выражена кастовая разница: к достижению Сансары гораздо ближе находятся проповедующие индуизм из высших кастовых слоев.
Национальная принадлежностьВозник на Индийском субконтиненте, но не имеет национальной принадлежности. Буддистом можно стать просто, приняв философское учение, вне зависимости от предыдущей принадлежности к какой-либо конфессии либо одновременно придерживаться иных религиозных воззрений. Имеет отношение к жителям Индийского субконтинента. Нельзя стать индуистом без принадлежности к определенным национальным, культурным традициям.
Отношение к Богу, как высшему ТворцуОтсутствует понятие Бога, как единого Творца всего существующего. Признает неких божественных существ – дэвов (демонов), но считает их равными любым другим живым существам, подчиняющимся кармическим законам и Сансаре.Признает Бога, как вселенского Творца, имеющего различные проявления.
Отношение к насилию (Ахимса – ненасилие в буддизме, Химса – жертвоприношение в индуизме)Пропагандирует ненасилие и уважительное отношение к любым проявлениям жизни.Утверждает, что поклонения Богам и ритуальные жертвоприношения несут благо тому, кто его совершает.
Взгляды на устройство мираМировое устройство не имеет начала и конца, не имеет Создателя. Единого мироздания нет. Миров бесконечное множество. В буддизме нет понятия аналогичного понятию церкви, храма. Отсутствует понятие души, наказания за грехи. Нет четкого разделения понятий праведности и греховности.Миром руководит Создатель. Важной задачей является осознание своего единства с Богом. Пропагандируется поклонение храму, божествам. В более ранних учениях существуют понятия ада и рая. Существуют раздельные понятия праведного и грешного.

Оба учения, несмотря на имеющиеся принципиальные различия, имеют общие черты сходства, что позволяет некоторым исследователям считать буддизм одной из веток индуизма. Будда заимствовал такие понятия, как Карма, Сансара, Дхарма и многие другие, придав им совершенно иной смысл и трактование.

Оба религиозных направления практикуют чтение мантр, медитацию и занятия йогой, но цель и пути поиска истины жизни у них различаются.

Бертран Рассел, британский философ и математик, отмечал, что теория буддизма дает понятие и объясняет многие явления, которые неподвластны науке.

 

Заключение

Буддизм – не только особенное религиозное направление, это и отдельный вид жизненной философии. Если вам понравилась статья, поделитесь информацией о ней в Ваших социальных сетях. Возможно, она поможет кому-то из близких вам людей, находящихся в поисках сути и смысла жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.