Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Тема нашей сегодняшней беседы будет очень интересной – мы поговорим о том, как соотносятся буддизм и наука.Возможно, вас удивит, что две такие, казалось бы, абсолютно разные системы одинаково смотрят на некоторые вещи, которые можно назвать основополагающими в мире.
Статья поведает о том, как буддизм смотрит на науку, в чем они сходятся, как к науке относятся важные буддийские деятели, в частности, нынешний Далай-лама XIV.
Впереди много интересного!
Содержание:
Отношение буддизма к науке
Противостояние религии и науки старо, как мир. Мировой истории известны случаи, когда оно доводило до печальных событий вроде жестокого угнетения ученых или насильственного подавления религиозных течений.
И хотя сейчас вера с наукой относительно мирно сосуществуют друг с другом, на многие вещи они смотрят по-разному. Наверное, самое главное «яблоко раздора» в этом вопросе – происхождение мира. Религии говорят о божественном начале, в то время как наука предлагает множество гипотез, начиная с теории большого взрыва о возникновении Вселенной и заканчивая дарвинской теорией о происхождении людей.
Буддизм в этом отношении занял срединную позицию. Все дело в том, что это и не религия вовсе. Правильнее будет назвать его учением или философией, что само по себе указывает на близкое отношение к науке.
Пожалуй, буддизм ближе всех других вероисповеданий к науке. Его основоположник – Будда Шакьямуни – не считается всемогущим Богом, это такой же человек, как все, однако сумевший достичь истины и потому ставший великим Учителем. Буддийское учение отрицает создание мира Богом.
Несмотря на то, что в некоторых направлениях буддистской мысли встречаются многочисленные обряды, ритуалы, молитвы, основные практики так же, как и в науке, сводятся в главному – изучению природы ума. Это также подтверждает, что буддизм во многом поддерживает научные методы. Особенно это проявляется в буддийских суждениях о разуме, материи, сознании.
В буддизме прослеживается большой авторитет священных писаний, и последователи учения стараются принимать на веру высказывания выдающихся учителей, будд, бодхисаттв и конечно же самого Будды Шакьямуни. Это похоже на аксиомы в математике, которые не требуют доказательств.
Но при этом в одной из сутр, известной как «Калама сутра», Учитель Шакьямуни говорит о том, что знания нужно получать в первую очередь эмпирически, то есть полагаясь на собственный опыт, а не на слова тех или иных учителей.
Отличной иллюстрацией сближения научного и буддистского мира можно считать фигуру нынешнего Далай-ламы XIV Тэнцзина Гьяцо. Он часто участвует во встречах с представителями современной науки: физиками, генетиками, политологами — и явно хочет найти как можно больше точек соприкосновения.
Далай-ламу самого можно назвать человеком науки: он неоднократно читал лекции в известных университетах мира. Его библиография очень обширная, при этом добрая часть его книг перекликается с наукой.
Даже по отношению к практике клонирования Далай-лама в свое время отнесся весьма благосклонно – он считает, что она возможна, если поможет отдельным людям. Но все же Его Святейшество не поддерживает идеи повсеместного распространения клонирования. Также он считает, что недалеки времена искусственного сознания.
Далай-лама XIV написал книгу «Вселенная в одном атоме», где он говорит, что в случае научных доказательств неправильности буддийских теорий представителям буддизма следует отказаться от них и признать правоту ученых.
Буддийские и научные параллели
Согласно учению буддистов, причина страданий в этом мире – неведение. Чтобы достичь пробуждения, нужно получить особые знания, которые отражают истинную природу внешнего и внутреннего мира. И хотя методы получения знаний в буддизме и науке зачастую разнятся, они имеют множество точек соприкосновения.
В первую очередь можно провести параллели между буддизмом и направлениями философии. К ним относятся:
- метафизика – раздел о реальной природе мира и бытия;
- онтология – изучает принципы бытия;
- гносеология – уделяет внимание познанию;
- аксиология – раздел философии о ценностях;
- логика – изучает законы, методы интеллектуального познания.
Связь духовного и научного начал особенно прослеживается в буддийских монастырях, которые выступают полноценным учебным заведением, где сотни монахов получают фундаментальное образование. Здесь они изучают философию, медицину, антропологию, участвуют в логических диспутах между собой.
Что касается точных наук, то здесь буддийское учение находит поддержку в трех направлениях:
- астрофизика, которая отвечает на вопросы появления Вселенной;
- элементарная физика, изучающая предметы на атомном и материальном уровне;
- нейрофизиология, которая исследует, как работает мозг человека.
С физической точки зрения все представляется в виде материи или энергии. Их никто не может создать или уничтожить, они только преобразовываются.
Это наталкивает на мысль, которую диктуют и физика, и буддийское учение: Бога, сотворившего Вселенную, не может существовать. А также это подтверждает, что перевоплощение – это не умирание одного существа и новое рождение другого, а преобразование.
Утверждение буддистов, что все вокруг – пустота, поддерживают и физики. Они доказали, что 99,999999999999% атома занимает пустота.
В буддизме мир условно делится на материальную и нематериальную составляющие. Таким же образом все вокруг видят и физики: материя имеет форму частиц, а нематерия – это энергия, которая выглядит как волны.
Физические опыты показали, что форма субъективна и меняется в зависимости от наблюдателя – именно от него зависит, будет исследуемый предмет, явление материей или энергией. То же самое утверждает буддизм: любая ситуация зависит от восприятия ее наблюдателем.
При этом предметы в физике взаимосвязаны. Пребывая в единстве, все частицы и волны влияют друг на друга, преобразование одного ведет к преобразованию другого. Отсюда вытекает такое количество физико-математических законов, теорий.
Вам это что-то напоминает? Верно, об этом также говорит в первую очередь закон кармы – все явления взаимосвязаны, любой поступок имеет причины и влечет за собой кармические последствия.
Еще одна точка соприкосновения буддизма и науки относится к разряду нейрофизиологии, которая исследует особенности работы мозга. Для нее ум – это работа нервной системы, которая выливается во взаимодействие многочисленных импульсов.
Они являются основополагающими для нормального функционирования человеческого организма. Другими словами, ум – наше все. Об этом же говорил Будда Шакьямуни двадцать пять веков назад.
Заключение
Во многом благодаря буддийской мысли и вкладу ее выдающихся представителей научный и духовный миры становятся все ближе друг к другу. Такая тенденция не может не радовать, потому что всестороннее развитие человека не представляется возможным без сочетания и того, и другого.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Пусть вашу жизнь наполнит гармония, а тяга к знаниям не иссякнет никогда. Поделитесь статьей в социальных сетях, если она вам понравилась, и будем искать истину вместе.
До встречи!
Интересная статья, приятно и легко читать )
Огромное Вам спасибо! На вашем сайте и в Ваших статьях нахожу ответы на свои многочисленные вопросы.