Миры в буддизме — какие они и кто их населяет?

статуи будды

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Буддийское мировоззрение рассматривает наше существование как постоянное пребывание в череде перерождений: умирая в одном мире, мы затем рождаемся в другом. Сегодня мы бы хотели поговорить про миры в буддизме.

Если вы интересуетесь, сколько миров существует с точки зрения буддийской философии, как они называются, как устроены и чем отличаются друг от друга, то читайте статью ниже.

Содержание:
Миры страстей
Дэва-лока
Асура-лока
Человеческий мир
Мир животных
Прета-лока
Нарака-лока
Заключение

Миры страстей

Буддийское учение говорит о существовании шести миров. Их также могут называть:

  • сфер бытия;
  • царства;
  • локи;
  • реальности;
  • уровни;
  • пути страданий.

Чтобы лучше понять, что это значит, нужно вспомнить основы мироустройства в сознании буддистов. Все существа находятся в кругу перевоплощений – в сансаре. После физической смерти в этой жизни любое существо, в том числе человек, может переродиться в одном из шести миров.

тело человека

То, в каком мире он переродится, не зависит от его собственного желания, а лишь только от заслуг, накопленных в прошлом, то есть от кармы. Существо с хорошей кармой воплотится в более высоком мире, с плохой – в низшем. Заветная цель любого буддиста – достичь Просветления и тем самым вырваться из сансары, перестать перевоплощаться в мирах страстей.

Вырваться из круговорота перерождения можно только будучи человеком, в чем заключается главное преимущество мира людей.

Различают следующие 6 миров (от верхних к нижним):

  1. Богов – дэвов. Главная черта – рассеянность, наслаждения.
  2. Полубогов – асуров, демонов. Подвержены гордости, стремлению к власти.
  3. Людей. Характеризуются страстными желаниями, ревностным отношением.
  4. Животных. Ими управляют инстинкты и неведение.
  5. Голодных духов – претов. Предаются порывам алчности.
  6. Обитателей ада – нараков. Им свойственна злость, ненавистное отношение ко всему сущему.

Последние три считаются самыми скверными. Попав сюда, существо должно пройти большое количество воплощений, чтобы вновь вырваться в верхние миры. Из-за этого человеческое воплощение считается своего рода драгоценностью.

миры в буддизме

Существует 2 вида понимания миров:

  • Психологическое

С этой точки зрения в нашей жизни мы можем почувствовать воздействие всех шести миров в зависимости от умственных состояний. К примеру, если человек испытывает жадность, на него действует мир духов, если стремится удовлетворить только физиологические потребности – уровень животных.

  • Концептуальное

Под концептуальным пониманием подразумеваются именно миры, в которых живут разные существа: звери, люди, асуры и так далее. Если человек жил всю жизнь праведно, придерживался принципов и законов буддизма, стремился к Просветлению и самосовершенствованию, у него есть шанс в следующем воплощении родиться в мире богов или полубогов.

Если же он постоянно предавался страстям, похоти, желаниям, много ел, спал и не занимался духовным развитием, он, вероятнее всего, переродится в царстве животных. Разные буддистские направления немного по-разному смотрят на подобное устройство реальностей. Например, некоторые считают демонов выше человека, другие – ниже. 

буддизм тхеравады

Тхеравадинское направление и вовсе называет 31 мир, каждый из которых относится к одному из пяти уровней:

  • адский;
  • животный;
  • уровень духов;
  • человеческий;
  • божественный.

Что же, давайте рассмотрим основные миры.

Дэва-лока

Проще говоря, это мир богов. Также имеется название «камадхату», образованное из двух слов: «кама» – желать, «дхату» – сфера.

Дэвы в понимании буддистов – совсем не такие же боги, как, например, для древних греков или римлян. Согласно древнегреческим мифам боги бессмертны, всемогущи, они творцы, отвечающие каждый за свою область: гром, ветер, виноделие, любовь, плодородие и так далее.

В буддизме все по-другому. Дэвы – это существа, которые оказались на небесах благодаря хорошей карме. Бесспорно, у них много заслуг, но в дэва-локи они подвержены блаженному состоянию и связанной с ним гордости.

картина

Дэвы постоянно развлекаются, посещают небесные балы, предаются удовольствиям, наслаждаются музыкой, эстетикой, искусством. Но с таким образом жизни связаны страдания, проявляющиеся в скуке, излишестве, раздутом эго, а также страхе, что пребывание на небесах закончится.

Все боги задействованы в одной из трех сфер:

  • чувственного;
  • форм;
  • отсутствия формы.

Асура-лока

Асуры – это полубоги, борющиеся демоны. Иногда им дают название завистливых богов, титанов, антибогов. Ими становятся люди, которые руководствовались добрыми целями, но делали что-то не так, чем в итоге принесли другому страдание, боль или вред.

буддизм

Хоть асуры считаются богами, живут они хуже, чем люди. Они не испытывают счастья, потому что завидуют богам. По своей натуре они умны, обладают высокими интеллектуальными способностями, логическим мыслями, стараниями и целеустремленностью.

Часто асуры преуспевают каждый в своей сфере. Однако они пытаются поставить себя выше других, при этом а умаляя значение их заслуг.

Асуры подвержены гордости, зависти, негативным настрою, замкнутости, паранойе, ревности. Пребывание в асура-локе длится от двух до шестнадцати веков. Все асуры встают на путь войны или борьбы.

Человеческий мир

Мир людей уникален в своем роде. Именно здесь существо может приблизиться к состоянию Пробуждения и достичь нирваны, потому что человек способен почувствовать как радостные ощущения, так страдания. Люди могут стать буддами и бодхисаттвами, которые стараются во имя освобождения окружающих.

Тензин Гьяццо

Люди подвержены страсти, чувствам, сомнениям. Они привязаны к вещам и другим людям из-за чувства любви. У каждого человека может быть разный уровень жизни, благосостояния, количество отведенных лет тоже зависит от конкретной личности, но в целом редкие представители доживают до ста лет.

Люди отличаются тем, что обладают разумом, способностью анализировать, стремиться к развитию и духовному росту. Их жизнь циклична, переживает стадии зарождения, роста, пика, стагнации – и так по кругу. Из-за страстной натуры они ближе к асурам. 

Мир животных

Также известный как «тирьяг-йони», он характеризуется невежеством. Животные, хоть и обладают умом, но в отличие от людей, живут только физиологическими потребностями. Животных одолевает холод, желание есть или размножаться – они все свои силы бросают на удовлетворение первичных потребностей.

тигры

Звери обладают определенными заслугами и наиболее приближены к человеку. Однако их жизнь построена только на потакании инстинктам, главный из которых – инстинкт самосохранения. Животные очень боятся лишиться жизни, что что делает их зависимыми.

Прета-лока

Преты – это голодные духи, которые всегда жаждут питья или пищи, но никак не могут насытиться. В прета-лока перевоплощаются существа, которые в прошлом рождении отличались жадностью, алчностью, и теперь эти качества приносят им страдания.

Преты думают только о себе, собственном удовольствии и потому никогда не получают его. Прета-локой управляет майя – божество иллюзий.

Преты изображаются как духи с большим пузом, маленьким ртом и узким горлом.

Есть еще одна точка зрения по поводу их происхождения. Она утверждает, что преты – это злой дух мертвого, которого потомки не вспоминают, не проводят должных ритуалов.

голодные духи
Голодные духи в буддизме

Духи подвергаются осквернениям:

  • внешним – духи в желании насытиться идут по пустыне и видят вдалеке пищу, испытывают страдания по дороге, но в итоге пища оказывается просто грудой камней;
  • внутренним – одолеваемые голодом, преты пытаются поесть, но пища не проходит через маленький рот, через узкое горло, вызывая кровавые раны. И даже та малая часть еды, попавшая в желудок, не приносит ни капли насыщения;
  • осквернений – духи бродят в поисках пропитания, но их наказывает главный дух, и даже когда им удается добраться до пищи, она не проходит сквозь рты и глотки.

Нарака-лока

Его можно сравнить с адом – низшим миром страстей в буддизме, куда попадают существа за свою карму. Впрочем, пребывание здесь не может длится вечно: когда карма будет отработана, предстоит перевоплощение в более высоком мире.

Нарака
Ад в китайском буддизме

Насчитывается огромное количество адов – нараки. Особенно выделяют восемнадцать из них: по восемь горячих и холодных и два нарака, где царит боль. Характеристики ада – ненависть, злость, недоброжелательство. Он настигает за злодеяния по отношению к другим в прошлых жизнях.

Нараки ярко описывает Гампопа в своем трактате «Драгоценное украшение освобождения».

Горячие нараки вселяют ужас. Здесь земля, реки, небо – сплошное раскаленное железо, лава, пламя, огонь, тлеющий уголь. От них не убежать, потому что все вокруг сразу превращается в искры огня.

Противоположность горячего ада – холодный, покрытый вечной мерзлотой, льдами и экстремально низкими температурами. В холодные нараки отправляются за чрезмерную гордыню, холодность души, презрение, самодовольный нрав. Пребывание здесь вызывает волдыри, нарывы, заставляют плоть лопаться и взрываться.

Заключение

Считается, что пребывание в каждом из шести миров – дэвов, полубогов, людей, животных, злых духов, адских обитателей – результат кармы. Чем она лучше, тем более возвышенный мир ждет существо при новом воплощении.

карма живых существ

Однако главная цель буддиста – не родиться в мире богов, ведь даже там существует страдание, а вырваться из круга сансары — это значит перестать существовать в этих шести реальностях.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Мы рады, если вам удалось найти ответы на интересующие вас вопросы. Если вам понравилась статья, рекомендуйте ее друзьям в социальных сетях, а также подписывайтесь на обновления.

До скорых встреч!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 3
  1. Балта

    Очень интересно было читать, но эта фраза меня поставил в тупик — «Однако главная цель буддиста – не родится в мире богов, ведь даже там существует страдание, а вырваться из круга сансары, что значит перестать существовать в этих шести реальностях.»!!!! :o

  2. Natalya (автор)

    Спасибо за замечание, текст поправили)

  3. Айша

    И вправду, статья очень интересная! Но у меня под конец возник следующий вопрос — а куда же тогда отправляться душе/энергии после? Она просто исчезает или переходит на еще какой-либо высший уровень?

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.