Здравствуйте, уважаемые читатели!
Сегодня вы узнаете, как понимают добро и зло в буддизме. Сразу стоит сказать, что в буддийском учении отсутствует противопоставление этих двух понятий, в отличие от других мировых религий. Акцент делается больше на благих и неблагих деяниях.
Содержание:
Цепочка перерождений
Корни зла
Мара
Путь добра
Карма
Заключение
Цепочка перерождений
Постигая учение, можно понять, что такое самое большое зло для его приверженцев. Это сансара – наш мир, полный страданий, в котором тем, кто не достиг просветления, приходится бесконечное количество раз умирать и рождаться вновь.
В зависимости от накопленной кармы, можно в следующий раз воплотиться в:
- бога,
- асуру,
- человека,
- животное,
- духа,
- обитателя ада.
Все эти существа населяют Сансару, но из шестерых только человеку дана возможность вырваться из этого омута – колеса перерождений. Поэтому родиться человеком считается очень удачным знаком.
Редкость такого счастливого случая подчеркивается буддийской метафорой о незрячей черепахе, всплывающей раз в столетие со дна океана, и её возможности попасть в круг, плавающий на поверхности. Скорее черепахе удастся это сделать, чем родится новый человек в сансаре. Поэтому неразумно не использовать возможность освободиться от череды новых рождений, раз уж находишься в теле человека.
И вот, несмотря на такую редкостную удачу – быть гомо сапиенс — новый член общества со временем понимает, что будь он даже святым праведником, происхождение не избавляет его от страданий в этой жизни. Он может испытывать их в силу ряда причин сам, или ему причиняют их другие.
Корни зла
Каковы бы ни были страдания, происходят они от желаний. А так как всё в этом мире взаимосвязано, то желания одних причиняют страдания другим. Например, утоление голода причиняет страдания тем животным, птицам, водным обитателям, чья плоть пошла в пищу. Таким образом, желания – это тоже своего рода зло, с буддийской точки зрения.
Наряду с ними ещё два атрибута приводят к появлению страданий. Вместе в буддийском учении они называются «Три корня зла»:
- гнев приводит к страданию в чистом виде;
- желание – к боли от изменчивости мира, когда приходиться расставаться с тем, что заканчивается, или от утомления в связи с длительным однообразием;
- невежество заставляет внутренне мучиться от неверной идеи, представляющей самостность и абсолютность бытования вещей.
Это три основные неблагие характеристики человека, которые в буддизме образно представляются агрессивной змеёй, любострастным петухом и недалёкой свиньёй. Но злом всех зол из этих трёх является, конечно, невежество.
Все человеческие проблемы, в конечном итоге, возникают из названых пороков и их различных комбинаций. Например, гнев и неведение порождают ревность, когда кажется, что счастье в том, что тебе принадлежит кто-то другой. Вера в своё «я», происходящая от невежества, и неукротимое желание самоутвердиться приводят к возникновению гордыни.
Мара
Есть ещё один пример проявления зла в буддизме – это демон Мара. Он воплощает в себе гибель духовности, так как не даёт людям сосредоточиться на религиозных практиках, подменяя положительное отрицательным, вовлекая их в мир страстей, чувств и желаний, которые преобладают над всем остальным.
Область чувственности (Камадхату) – это место его обитания. В эту сферу входят все перечисленные выше шесть миров. Их обитатели обуреваемы чувственными переживаниями, поэтому подвластны Маре и бесконечно страдают.
Путь добра
Итак, первые две из четырёх буддийских истин: всё есть страдание, и оно является следствием вожделения, невежества и ярости, подводят черту под негативными проявлениями в жизни адепта учения. Далее появляется лучик надежды: это можно прекратить. Более того, дорога к освобождению от мучений сансары изведана и доступна каждому.
Путь к нирване или избавлению от сансары содержит восемь аспектов, за что его и назвали восьмеричным. Кратко излагая его суть, отметим его основные аспекты :
- знания,
- размышление,
- слова,
- действия,
- источник существования,
- усердие,
- памятование,
- сосредоточение
И они должны быть правильными. Более подробно весь порядок пути описан в «Ламриме». Начинающий буддист в процессе духовного обучения приобретает истинные знания о себе и окружающем мире, проявлениях в нём зла, подлинной сущности добра, ответственности за свои действия, воздаянии за них и прочем.
Затем он практикуется в том, чтобы творить десять благих деяний. Здесь имеются в виду не только действия тела, но и мысли, и речь. Адепт учится и не совершать десять зол. После он усердно старается избавиться от всевозможных клеш или омрачений ума.
Достаточно продвинувшись на пути, послушник принимается воспитывать в себе шесть добродетельных качеств:
- дану – щедрость и сострадание;
- шилу – дисциплину и самоконтроль;
- кшанти – кроткость и невозмутимость;
- вирью – усердие в совершении добрых дел и выполнении духовных практик;
- самадхи – сосредоточение;
- мудрость – праджню.
Памятование развивает мудрость, когда человек осознанно воспринимает все сигналы, поступающие извне и изнутри. Совершаемое во время медитации, оно носит название випассана.
А концентрация усиливает сосредоточение. В медитации это шаматха. Випассана и шаматха – основные виды медитации в буддийском учении.
Карма
Успехи или неудачи в продвижении на пути спасения самого себя (в тхераваде) или других (в махаяне) приводят к накоплению той или иной кармы.
Карма, что означает действие, – это следствие тех поступков, которые совершил или не совершил человек в своей жизни. Буддизм учит, что всё в этом мире взаимообусловлено, и за любой причиной возникнет её следствие.
Некоторые понимают карму, как возмездие за неблагие и поощрение за нравственные поступки. Это верно, но нуждается в уточнении:
- Наказывает и награждает себя сам адепт учения, так как Бога в буддизме нет. Карма – это результат его поступков (даже в мыслях).
- Карма слепа и беспристрастна, она не обладает разумностью или нравственностью, поэтому для кого-то она объективно может стать добром, а для кого-то и злом.
- Карма хранится в сознании, а не где-то извне. Как это происходит и почему, можно узнать в Абхидхарме.
Несмотря на то, что место кармы – в сознании, её невозможно отменить и прекратить её действие, решив однажды думать по-другому. Поступки и осознанные решения формируют её семена, биджу, являющиеся достаточно устойчивыми.
Карма накапливается не всякий раз после совершения поступка. Например, умышленное убийство принесёт убийце увечья или смерть от руки насильника. Но убийство по неосторожности, без злого умысла, не запишет негативную карму в сознание.
Ламрим и Абхидхарма подробно объясняют, какая бывает карма, и как она связана с нравственностью человека.
Заключение
На этом, друзья, прощаемся с вами. Давайте будем добрее, и зло отступит. Буддисты верят, что даже Мара властен над каждым ровно настолько, насколько тот позволяет ему это сделать.
Если статья оказалась для вас полезной, рекомендуйте ее к прочтению в социальных сетях своим друзьям.
И присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать свежие статьи себе на почту!
До новых встреч!
Экологично и конструктивно вопрошаю: почему абзац о Маре проиллюстрирован Махакалой — одним из проявлений Господа Шивы?
Убрали картинку, чтобы не смущать просвещающихся) Это не было иллюстрацией Мары, просто картинка в статье.
И снова здравствуйте. «Карму невозможно изменить». А что же тогда такое в нашем мире буддийская практика, как не изменение кармы человека в карму дэва, и последующее её полное разрушение и становление буддой? На уровне архата возможно прямое воздействие на карму через изменение данных Акаши.
Спасибо за поправку! Не «изменить», а «отменить», да. Конечно, хотя отменить совершенные действия и наступление последствий невозможно, тем не менее человеку остается большое пространство для проявления других энергий, чтобы изменить свою карму.
Здравствуйте скажите пожалуста как выглядят асуры и боги в буддизме.и мне нравится ваши статьйи
Здравствуйте! Спасибо за отзыв, нам очень приятно) о богах в буддизме можно почитать здесь:
https://o-buddizme.ru/simvoly-v-buddizme/buddiyskie-bogini
https://o-buddizme.ru/simvoly-v-buddizme/bozhestva-buddizma