Буддизм в Туве — интересные черты и особенности

буддийские комплексы

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Республика Тува, или, как ее еще часто называют, Тыва, раскинула свои владения на востоке Сибири, на границе с Монголией. Это поистине уникальный край, который вобрал в себя черты русских сибирских просторов и монгольской степи. А главная его особенность заключается в целой россыпи хурэ – местных буддийских храмов.

В этой статье мы кратко расскажем про буддизм в Туве: откуда он пришел, какими отличительными чертами обладает и какими храмами может привлечь. Приглашаем вас в очередное путешествие по буддистским уголкам России!

Содержание:

Исторический экскурс

Своеобразие тувинского буддизма

Храмовое достояние республики

Заключение

Исторический экскурс

История становления буддизма в Туве была сложна, а путь его – тернист. Она насчитывает больше двух тысячелетий. За это время учение Будды проникало сюда неоднократно, в лице то одной, то другой школы, и в настоящее время увлекло большую часть населения республики.

Ряд ученых полагает, что ростки буддизма были посеяны тут еще во II веке до нашей эры. Местные племена тогда были кочевниками, что существенно сказывалось на их жизненном укладе.

жилище кочевников в Тыве

Пришедшая в образе тхеравады, новая религия предписывала жить в гармонии с природой, в том числе не убивать животных. Тувинцы с уважением относились к этим правилам, но они во многом шли вразрез с их устоявшимися предпочтениями в еде и повседневными привычками, поэтому учение тхеравады не смогло здесь прижиться.

Новая попытка обосноваться на территории нынешней Тувы датируется VI-VIII веками нашей эры. Этому способствовал приход к власти Тюркского каганата, который впоследствии сменил Уйгурский каганат, а затем – киргизские племена. Последние поддерживали шаманизм, который включал также традиции древней религии бон.

ритуал

Буддизм «внедрялся» на территории по большей части с подачи Китая во время правления каганатов, тюрков и уйгуров. На этот раз утвердилось течение махаяны, которое по духу и образу жизни было ближе тувинцам.

Археологические исследования показывают, что первые найденные храмы относятся к периоду XIII-XIV веков, когда Тыва входила в состав империи монголов. Но максимальных темпов развитие достигает несколько веков спустя, в середине XVIII столетия – в период, когда тувинцы попадают во власть Китая.

Амбын-нойон – так назывался управляющий над тувинцами во время китайского ига.

Амбын-нойонами на тувинских землях чаще всего назначались ламы, выходцы из Монголии и Тибета. С собой они принесли традиции гелуг и ньингма. Впоследствии оба этих течения получили широкое распространение.

С конца XVIII века начинается масштабное строительство хурэ. Развитие буддийской мысли пошло в народные массы и осталось в их сердцах  даже после освобождения из-под маньчжурской власти.

Стагнация настигла буддистскую философию, как и любое другое религиозное проявление, уже в советский период. С тридцатых годов прошлого столетия только старые монахи сохраняли учение. Однако от полного исчезновения в этих местах буддизму удалось уберечься благодаря кланам в Туве.

Это происходило любопытным способом. Если кто-то из тувинцев становился на высокий чин в масштабах региона, он негласно разрешал народу продолжать буддийские практики. Главное – делать это втайне.

Ритуал

В новой России нет необходимости скрываться от чужих глаз, так же, как и от всевидящего ока власти – в Тувинсой республике, а еще в Бурятии и Калмыкии среди населения преобладают буддисты. Свобода, спокойствие, счастье в глазах, многочисленные храмы повсеместно – мы можем смело назвать это возрождением традиций буддизма.

Своеобразие тувинского буддизма

Непростая история отразилась на самом учении, особенностях повседневного уклада народа, уникальности архитектуры.

Нынешние жители самостоятельно, ненасильственно пришли к решению следовать дхарме, поэтому более полно ощущают внутреннюю свободу. Именно она помогает в воспитании поколений, образовании, накоплении мудрости.

Более того, буддийские традиции находят поддержку со стороны государственной власти, действия Сангхи вызывают поощрение среди правителей.

Так повелось, что на территории современной Тувы религия всегда шла рука об руку с политической стороной жизни. Храмы строились недалеко от центров, люди должны были делать пожертвования монастырям, а духовные служители часто состояли в родственной связи с политиками.

Община была также экономическим рычагом для населения. У нее были большие владения в виде земель и животных, торговых возможностей.

Бывали случаи, когда объединение буддистов, обладая множеством экономических благ, выдавала жителям «кредит» под проценты.

Несмотря на то, что тувинские монастыри и их взгляды были схожи с монгольскими, их основным отличием было отсутствие в учении перерождений, которые совершались сознательно.

Еще одной отличительной чертой верований этой местности являлось их соприкосновение с традициями шаманов. Такую закономерность можно проследить и сегодня.

Так, например, истинно буддийские божества сосуществуют с духами язычества. Или своеобразный обряд похорон: на него приглашают ламу и шамана. Первый читает над усопшим молитвы и облегчает его страдания, а второй – «заговаривает» злых духов.

Сегодня главой тувинских буддистов считается Камбы-лама – титул, существующий только в этой уникальной республике. В свою очередь есть также основная организация – Объединение буддистов Тувы.

Храмовое достояние республики

В нынешнее время в регионе действует больше пятнадцати прекрасных храмов – хурэ. Мы хотим познакомить вас с самыми известными и примечательными из них.

Цеченлинг

Двадцать лет назад – в 1998 году – Президент республики заложил в столице первый камень в фундамент здания Цеченлинг, который стал главным тувинским хурэ. Его строительство велось энергично, так что уже через год он открыл ворота для своих первых посетителей.

Храм в Тыве

Средства на постройку выделили местные жители, гости и все неравнодушные, в том числе Сергей Шойгу. Так был воздвигнут третий на тот момент буддийский храм в России – другие два находились только в северной столице и в Улан-Удэ.

Сегодня это крупнейший духовно-просветительский центр, где можно не просто прикоснуться к культуре буддистов, но и увидеть, как живут местные ламы. Они же помогают обучиться секретам философии Востока, медитативным практикам, языку Тибета.

Сам фасад довольно скромный, но от этого не менее интересный. Он вобрал в себя черты исконных тибетских традиций и современной архитектуры. Обычай гласит, что обход территории нужно совершить три раза, и с каждым разом храм удивит все новыми деталями.

Устуу-хурээ

Этот хурэ также известен под названием «Верхнечаданский» из-за своего расположения на правом берегу реки Чадан недалеко от одноименного города. Созданный еще до революции – в 1905—1907 годах – он имеет вековую историю и непростую судьбу.

монастырь в азии

Устуу-хурээ славен тем, что здесь были заложены основы тувинской письменности, а также появилась первая местная монета. Его строительством занимался лама из Тибета и мастера из Китая.

Во время советской власти храм был закрыт, а затем разрушен. Впрочем, сравнять его с землей не вышло, и поэтому, хоть и десятилетия спустя, в 1999 году, было решено восстановить святыню. Восстановление продлилось с 2008 по 2012 годы не без помощи все того же тувинского добродетеля Сергея Шойгу.

Сегодня рядом с руинами разрушенного здания величественно стоит новенький храм. Вместе с ним появилась свежая традиция – фестиваль, который называется так же – «Устуу-хурээ». Это праздник музыки и веры, который предполагает посещение двух святынь – Устуу-хурээ и Алдыы-хурээ.

Статуя на горе Догээ

Сразу оговоримся – это культовое место, которое существует пока только в наших ожиданиях.

мантра в горах

Гора, которая сама по себе является святыней, возвышается здесь с незапамятных времен, открывая прекрасную панораму на слияние Малого и Большого Енисея и почти весь столичный Кызыл. А вот строительство двадцатиметровой статуи Будды началось в 2011 году и ведется до сих пор.

При власти Советов на одном из склонов горы была выложена камнями надпись «ТАР», что представляло собой аббревиатуру названия Тувинской Автономной Республики. Позже надпись была трансформирована в слово «Ленин». Но с 2006 года здесь красуется священная мантра «Ом мани падме хум».

Заключение

Философия, переданная Учителем, на протяжении веков пронизывала жизнь тувинского народа и сегодня переросла в общественную мысль, которая помогает людям жить правильно, в гармонии с собой и природой.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Путешествуйте с нами по буддийским просторам России и мира на страницах нашего блога. Рекомендуйте статьи социальных сетях, и будем искать истину вместе.

До скорых встреч!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.