Что такое просветление в буддизме?

Будда

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Просветление – это ключевое понятие в разных культурных, религиозных, философских традициях, это то, к чему стремятся тысячи людей. Для многих оно значит поиски жизненного смысла. Пытаясь понять, кем они являются и зачем живут на свете, многие стараются встать на путь к просветлению.

Сегодня мы узнаем, что такое просветление в буддизме, каковы его различные трактовки, как оно достигается в разных школах буддизма. Приглашаем вас следовать за нами!

Содержание:

Что это такое

Видение различных школ

Заключение

Что это такое

Бодхи, или Просветление, – состояние полной гармонии и счастья, главная цель духовного пути буддистов. Согласно буддийским описаниям, в сравнении с этим чувством любое, даже самое радостное земное переживание становится страданием.

Считается, что, обусловленное эмоциональным восприятием, бодхи невозможно выразить словами. О нем можно слагать только притчи, высказываться метафорично, иносказательно.

Санскритское «бодхи», которое стало важным словом в буддийской философии, в буквальном переводе на русский означает «пробуждение». Сразу возникает вопрос: «Пробуждение от чего?» «От сна неведения,» – отвечает традиция буддистов.

Неведение – основная причина страдания, путаницы в мире и в мыслях людей, проще говоря — это причина сансары. Оно порождает глупость, недалекость, омрачение, неумение увидеть в предметах и событиях суть, хорошую сторону.

цветок

Путаница возникает в распознавании доброго и злого, делает человека узколобым и сконцентрированным на вещах, которые только кажутся ему полезными, в то время как к остальному он слеп.

В свою очередь такое отношение и мировоззрение подпитывает равнодушие, ненависть. В погоне за вещами человеку начинает казаться, что в этом и есть смысл жизни, а если ему не удается достичь желаемого, то возникает гнев.

Деструктивные эмоции разрушают ум. Название им – неведение, зависимость, злость. Они вызывают цепную реакцию из ревности, скупости, зависти, злобы.

Все это вводит человека в состояние глубокого отрицательного транса, который похож на беспокойный сон. Человека, который воспрянул от этого сна, называют Буддой. Негативные чувства, как грозовые облака, рассеиваются, и его миру является свет.

Небо, солнце, тучи

Напротив, качества вне времени, абсолютные, чистые, несут в себе чистоту. Считается, что они уже заложены в каждом, нужно лишь до них «достучаться», раскрыть их. Такие чувства, называемые «Природой Будды», способствуют достижению просветления:

  • радость;
  • мудрость;
  • сочувствие;
  • отвага.

Благодаря им можно научиться видеть предметы и явления такими, какие они есть. Мир открывается человеку, возрастает доверие, и жизненный смысл обретается.

«Открыл» состояние просветления основатель целого учения, многовековой философии, которая нашла миллионы приспешников и стала мировой религией. Его имя знакомо каждому – Будда Шакьямуни. Он первым смог абстрагироваться от привычного мира и освободиться от мешающих ему чувств.

Пробуждение

Со своими учениками он делился тем, как достичь этого состояния. Ему потребовалось три важных составляющих собственных духовных сил:

  • медитация;
  • знания;
  • поведение.

Видение различных школ

Своим примером Будда Шакьямуни показал своим последователям, что при упорных практиках возможности человеческого духа расширяются. Поза, в которой Будда сидел, медитируя на пути к пробуждению, была изображена во многих канонах и использовалась как практическое руководство для его обретения.

Позже традиция Будды разделилась на крупные течения: махаяну, тхераваду и ваджраяну. Каждое из них немного по-своему трактует просветление и его признаки.

Учение Тхеравады предполагает первоочередную подготовку ума для просветления, создание крепкого каркаса. Для этого важно освободиться от разрушающих эмоций, которые мешают приблизиться к пробуждению.

Тайские монахи

Следует принять сан монаха и строго соблюдать устав, который содержит свыше трехсот правил. Следовать им невероятно тяжело, потому что их нужно соблюдать, отрешившись от злости, гнева, страсти и прочих деструктивных качеств. Напротив, все должно идти из благих побуждений.

«Малая колесница» – тхеравада – ставит во главу достижение так называемого архата – становления человеком, который победил неведение и вознагражден за это прекращением страдания.

Медитация делится на две части: практику размышления (випассану) и расслабления (саматху).

Такого видения придерживаются в основном южные буддисты: ланкийские, бирманские, тайские, камбоджийские и лаосские.

Школа Махаяны учит с каждым превращением развивать в себе благие качества, мудрость, сострадание, давать установку на пробуждение. Она видит признаки просветления не только в способности быть самому счастливым, но и ощущать счастье окружающих.

Учитель махаяны

Достижение знания лежит через почитаемый здесь Восьмеричный путь. Душе необходимо выйти за рамки интеллекта, который всегда двойственен – он разделяет субъективные и объективные стороны. Своды высказываний, которые могут помочь уму, содержатся в сутрах.

Такое понимание сформулировал великий гуру из Индии Нагарджуна, живший во II-III веках нашей эры. Трактовку поддерживают выходцы из стран, находящихся севернее: буддисты китайского, тибетского, японского, тайванского, корейского, вьетнамского толка.

Представители течения ваджраяны составляют постулаты других учений буддийской философии, которые основываются на тантрических традициях.

Сюда же причисляются направления, которые называются Великими:

  • Печать – ее также именуют Махамудрой, а восходит она к течению кагью.
  • Совершенство – известно также как Дзогчен, а позже используется в течении ньингма тибетского толка.
  • Срединный путь – восходит в своей полноте к течению Джонанг.

Данные направления свято хранились тибетскими ламами, и, возможно, только поэтому дожили до нынешнего момента.

монастырь и монахи

В школе ваджраяны медитации для достижения просветления по своему характеру являются тантрическими и становятся тождественными пробужденным образам будд. Эту практику применяют в тибетском, бутанском, непальском, монгольском и российском воплощении буддийского учения.

Отдельно стоит направление дзен. Это, в свою очередь, одно из направлений буддизма махаянского толка родом из Китая. В общем понимании дзен и есть учение о просветлении. Часто его называют школой мистического созерцания.

Бодхидхарма, второй «отец» дзен-буддизма после Будды, говорил о ненужности священных сутр, традиций и переходе к непосредственному пробуждению посредством созерцания внутрь себя.

Просветление в этом учении есть все, и называется оно «сатори». Сатори различается двух типов: малое – когда вспышка озарения возникает лишь на небольшой промежуток времени – и большое – это и есть просветление в привычном для остальных приверженцев буддизма смысле.

Как вы видите, понятие просветления в разных направлениях буддизма несет с собой немного разное значение. Мы обязательно будем говорить о каждом направлении подробнее в последующих статьях, а на сегодня нашу беседу пора завершать.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Будем благодарны, если вы поделитесь ссылкой на эту статью в социальных сетях.

Подписывайтесь на наш блог, если хотите получать новые интересные статьи себе на почту.

До встречи на страницах блога!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.