Ади-будда – кто это?

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

В буддийской философии существует большой пантеон различных божеств, будд, бодхисаттв. Важное место в этой иерархии занимает Ади-будда. Именно о нем мы хотим поговорить сегодня.

Кто это, когда люди узнали о нем, какие имена он имеет, в каком образе предстает перед людьми – ответы на все эти вопросы вы найдете в статье ниже.

Содержание:
Понятие
Развитие образа
Ваджрадхара
Всеблагой
Вайрочана
Заключение

Понятие

Под словом «Ади-будда» понимается в первую очередь «Изначальный будда». В махаянской и ваджраянской традициях буддизма он олицетворяет собой совокупность будд и бодхисаттв, их сущность. 

Первоначальный будда отражает божественность Вселенной, истинную природу ума, сущность будды, единый абсолют, творческое начало. Он предполагает духовное единство.

Его можно сравнить с единым Богом в других религиозных системах. Однако при этом он не всемогущий Бог, который сотворил Вселенную – в буддизме, как известно, вообще не существует бога-творца, потому что реальный мир целостен и не мог быть создан.

Вселенная

Изначального будду могут именовать по-разному:

  • Сарва-Будда-Адхипа;
  • Ади-Дхармакая;
  • Ади-Натха.

Корень «ади» значит первоначальное состояние до возникновения оков неведения, из-за которых появляется сансара – цикл постоянных перерождений. Под «первоначальностью» подразумевается не какое-то условное прошлое, а нахождение вне времени, за пределами сансары.

Природная пустота сознания не начинается и не заканчивается нигде, она вневременна и внеформенна, не имеет определенной пространственной точки. Именно эту пустотность символизирует Ади-будда.

Монах в медитации

Он также связан с понятием «Трикая» – тремя телами будды. Согласно этой концепции, выделяются следующие его формы, способы бытия:

  • Дхармакая (или Ваджракая) – «тело сущности», высшее выражение духовности, отображающее истинность мироздания, которое можно постичь лишь с постижением просветленного сознания.
  • Самбхгакайя – внешний образ божеств созерцания, которые можно постичь в медитативной практике. Таким образом будда дарует учение другим бодхисаттвам.
  • Нирманакая – тело, воплощенное в нашем мире, как, например, Будда Шакьямуни, воплощенный в человеке.

В этом контексте Ади-Натха символизирует четвертую «каю» – Свабхавикакаю. Свабхавикакая означает истинную сущность реального мира, просветление, пустотность.

Состояние Ади-будды – высший уровень, приравниваемый к паринирване. Он свободен от привязанностей и иллюзорности мира.

Развитие образа

Если вспомнить историю развития буддийской мысли, сначала она была единой, а лишь затем разделилась на хинаяну и махаяну. Из последней, в свою очередь, отделилась ваджраяна. 

Великие деятели выделили и стали развивать учение об Ади-будде. Впервые о нем говорили сутры тантры, датируемые VII столетием. В первую очередь это «Манджушринамасангити». Затем, на рубеже X и XI столетия, учение стало набирать вес в текстах калачакры.

ступа в Гималаях

В таком виде оно стало распространяться на восток, и по сей день господствует в Гималаях и восточноазиатском регионе: на непальских, тибетских, бутанских, монгольских территориях, а также в буддистских республиках России – в Бурятиии, Туве, Калмыкии. При этом в старой школе тибетского буддизма, именуемой Ньингма, Ади-будду называют Самантабхадрой. А в новых школах, которые объединены понятием Сарма, его величают Ваджрадхарой.

Принципиальной разницы в образах Самантабхадры и Ваджрадхары нет.

На Дальнем Востоке, а именно на китайских, японских, корейских землях, существует направление Сингон. Здесь Ади-будду отождествляют с Вайрочаной, который причисляется к пяти дхьяни-буддам – буддам медитации. У каждого дхьяни-будды есть своя мантра, и с ним связана особая садхана – медитативная практика.

Ваджрадхара

Тибетский Ваджрадхара символизирует дхармакаю, недвойственную природу всего сущего. Сама ваджра в его правой руке указывает на моментальное, подобно вспышке молнии, просветленное состояние.

Есть мнение, что Ваджрадхара способен даровать великим буддистам-практикам новые учения. По преданию, он подарил «особый символ» известному монаху из Индии Тилопе, который впоследствии основал тибетскую секту Кагью.

На изображениях, в статуях, на тханках, а в наше время и на фото Ваджрадхара предстает сидящим на раскрытом лотосном бутоне в падмасане – позе лотоса. Бутон, означающий просветленность, в свою очередь, находится на дисках солнца и луны. Последний символизирует бодхичитту – свойство бодхисаттв, готовность достичь просветления и трудиться для того, чтобы повести все сущее по этому же пути.

Будда на лотосе

Тело Ваджрадхары имеет синий цвет. Он облачен в яркие пятицветные одежды, многочисленные драгоценности, а голова увенчана короной. Такой образ показывает высшую степень радости, свойственную божеству. 

Ладони сложены у груди. Правая сжимает ваджру (особой формы скипетр), являющую собой образ пустоты, а левая – колокольчик, смысл которой заключается в безграничной мудрости. Вместе они олицетворяют единство блажи и пустотности.

Божество встречается как само по себе, так и в образе яб-юм – вместе с супругой. Их союз тоже символичен – это единение метода и женской мудрости.

Всеблагой

Именно так – «Всеблагой», «Благородный» – переводится имя Самантабхадра. По-тибетски оно звучит как «Кунту Зангпо». Символизм и внешний вид Самантабхадры во многом похож на Ваджрадхару.

Его тело также имеет синий оттенок, и изображается он часто со спутницей. Однако главное отличие – их рисуют без какой-либо одежды и драгоценностей. Тем самым показана истинная природа, не скованная ничем.

Самантабхадра будда

Описание Самантабхадры приводится и в известном тексте «Бардо Тходол» – «Тибетской книге мертвых». Там повествуется, что на шестые сутки после физической смерти к умершему приходит 42 просветленных совершенных существа. Самантабхадра, воплощенный в мужчине и женщине, относится к этим существам. 

Вайрочана

Он распространен в дальневосточном буддизме и именуется также «Махавайрочаной», то есть Великим Вайрочаной. С японского языка его имя переводится как «Великое солнце, которое сияет». 

Махавайрочана будда

Он также выражает дхармакаю, но относится к числу дхьяни-будд, иными словами, божеств Мудрости. Собственно говоря, все пять дхьяни-будд происходят от Ади-будды. Вайрочана занимает центральную позицию по отношению к остальным.

Заключение

Ади-будда – ключевая фигура в махаянском и ваджраянском течении буддизма. Он считается Изначальным буддой, находящимся вне времени, вне пространства, за пределами сансары. 

Он являет собой истинную природу мироздания, нашего сознания и объединяет в себе величественность всех будд и бодхисаттв. Его могут называть Ваджрадхарой, Самантабхадрой, Вайрочаной – это зависит лишь от школы, но суть остается неизменной.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Хочется верить, что в нашей статье вы нашли ответы на интересующие вас вопросы. Мы будем рады, если вы поддержите наш проект. Присоединяйтесь к нам, делитесь ссылкой с друзьями, подписывайтесь на почтовую рассылку, чтобы и дальше искать истину вместе.

Всего вам доброго и до новых встреч в нашем блоге!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 1
  1. Александр

    Буддийское слово «Ади», также как и даосское слово «Дао» — это одно и тоже слово, что и латинское слово «Deo» («Бог»). Део — Дао — Ди — Ади — это одного происхождения.

    Человечество едино, и произошло из одного корня, поэтому и слова единые.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.