Бхавачакра — что она символизирует?  

часть круга

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины! 

В буддизме часто используются различные мандалы, тханки, изображающие буддийские мотивы, жизнь Будды Шакьямуни и его последователей, божеств пантеона, а также место человека во Вселенной. Одним из таких изображений является бхавачакра. 

Сегодняшняя статья расскажет вам, что это такое, что означает в учении Будды, что изображает. В конце вы также узнаете любопытную легенду, связанную с историей появления. Будет интересно, а главное – познавательно. 

Содержание:
Понятие
За пределами колеса
Центр
Второй круг – высшие и низшие миры
Третий круг – шесть миров
Внешний круг – 12 звеньев перерождения
Легенда
Заключение

Понятие

Бхавачакра – это картина в виде круга, разделенного на несколько колец, а те, в свою очередь, поделены на секции и изображают определенные сценки. Она показывает колесо сансары как круговорот постоянных перерождений в разных мирах, неминуемо связанных со страданиями.

секции в круге

Иными словами, это изображение буддийских представлений о мире, учения о причинно-следственных связях, которого постиг Шакьямуни, медитируя под деревом бодхи. 

Бхавачакра имеет несколько названий: 

  • колесо жизни; 
  • колесо перевоплощения или взаимозависимого появления; 
  • колесо бытия; 
  • пратитья-самутпада-чакра. 

В целом она рисует картину постоянных рождений и смертей, и цель каждого буддиста – выход из этого круговорота. 

Согласно легенде, Будда сам изобразил бхавачакру, чтобы донести основы учения всем людям, тем самым указав на то, где они находятся во Вселенной. Дело в том, что на тот момент было много безграмотных людей, не умеющих читать сутры. 

На пратитья-самутпаде изображены: 

  • основные источники страданий; 
  • высшие и низшие миры; 
  • шесть миров сансары; 
  • двенадцать перерождений существ. 

Тибет

За пределами колеса

Колесо перевоплощения сжимает в своей пасти и руках божество смерти Яма в черепашьем обличьи. Он олицетворяет сферу страстей и непостоянство. Крепко держа круг сансары, он не дает никому оттуда выбраться. 

В правом верхнем углу можно увидеть Будду Шакьямуни, показывающего на лунный диск – символ просветления, освобождения. В левом углу рисуют Амитабху – будду Безграничного Света, еще одного важного персонажа буддийской философии. 

сансара

Центр

В центре, называемом ступицей, изображаются три животных, символизирующих главные причины страданий: 

  • свинья – неведение, глупость; 
  • змея – злость, гнев; 
  • петух – страсть, похотливые желания. 

Они изображаются в разной последовательности: петух и змея исходят из свиного зева или из свиного зева исходит змея, а из змеиного – петух. От последовательности зависит значение.  

В первом случае невежество порождает гнев и желания, во втором – страсть возникает от гнева. Такие качества не дают вырваться существам из сансары и образуют три главных яда. 

олицетворение трех ядов

Второй круг

Здесь изображены высшие и низшие миры. Кольцо, опоясывающее ступицу, поделено на две части. Они являют собой напоминание о том, что после физической смерти существа попадают в промежуточное состояние – бардо. На основе поступков, действий, мысли копится карма, и от этого зависит, в какой мир оно попадет в следующем рождении. 

Одна часть, белого или светлого тона, рисует человека, стремящегося вверх. Он совершал добродетельные поступки, вел образ жизни согласно морали и буддийским предписаниям, поэтому его дорогу освещает лунное и солнечное сияние, а впереди ждет рождение в одном из высших миров. 

Вторая часть, черного или темного цвета, показывает человека, падающего вниз, иногда в окружении адских слуг или помощников Ямы. Путь наполнен мраком, ведь он жил неблаговидным образом, и теперь настанет воплощение в низшем мире. 

два сектора круга сансары

Третий круг

Следующее кольцо показывает шесть миров сансары, где обитает все сущее во Вселенной, причем три из них соответствуют высшим, светлым мирам из предыдущего кольца, а другие три – низшим, темным. 

Иногда изображается всего 5 миров – боги объединяются с полубогами. 

Высшие: 

  • Небеса, где обитают боги – дэвы. Они спокойны, живут в блаженстве и достатке, но им не чужды страдания, например, скука, пресыщенность и страх, что пребывание на небе когда-нибудь закончится. 
  • Обитель полубоов – асуров. Как боги, они могущественны, умны, но коварны. Асуры не в состоянии сами добывать нектар для питания, они постоянно завидуют богам. Их страдания – зависть, алчность. 
  • Земля – место жительства людей. Человек подвержен многим страданиям: болезням, привязанностям, смерти, холоду, голоду, боли. Но главное достоинство – только будучи человеком, можно постичь нирвану. 

медитация в горах

Низшие: 

  • Животные, управляемые инстинктами. Они живут в невежестве, руководствуясь лишь физиологическими желаниями – едой, самосохранением и воспроизведением потомства. 
  • Голодающие духи – преты. Большие бездонные животы, постоянно жаждущие еды, и тонкие шеи, не пропускающие пищу и воду заставляют их страдать. 
  • Адские существа, обитающие в большом количестве холодных и горячих адов. Они обречены на мучения, болячки, волдыри, закипание крови или, наоборот, обморожение. Однако пребывание в аду не бесконечно – оно закончится, как только духи отработают негативную карму. 

Внешний круг

Замыкающим является кольцо, разделенное на двенадцать секций. Каждая из них отображает звенья сансары.  

бхавачакра

Отсюда можно узнать, как происходят перевоплощения. Отсчет начинается с верхнего сектора по направлению часовой стрелки и выражается символичными картинами. 

  • Невежество, Авидья – слепой старик, опирающийся на трость. 
  • Карма, Санхара – горшечник, изготавливающий керамическую посуду. 
  • Сознание, Виджняна – обезьяна, у которой начинает появляться сознание и умение различать предметы, она постоянно скачет с одного места на другое. 
  • Познание на уровне образов и чувств, Намарупа – два человека в корабле как олицетворение души и внешней оболочки. 
  • Шесть органов чувств, Шадаятана – пустой домик с 6 окнами. 
  • Контактирование и восприятие, Спарса – объятия мужской и женской фигур. 
  • Переживания, чувства, Ведана – человек, у которого в открытом веке застряла стрела. 
  • Страсть и вожделение, Тришна – образ с сосудом вина. 
  • Цели, Упадана – фигура, срывающая плоды. 
  • Существование и заблужденность, Бхава – люди мужского и женского пола в собственном жилище. 
  • Рождение, Джати – роженица и появляющийся из утробы ребенок. 
  • Старение и умирание, Джарамарана – силуэты, несущие тело к захоронению. 

Легенда

На индийской территории во времена Шакьямуни властвовал правитель Бимбисара. Он дружил с правителем Утраяной на окраинных землях, где не слышали о буддийском учении. И хотя властители никогда не виделись, они обменивались дорогими подарками. 

изображение царя
Царь Бимбисара

Однажды Утраяна отправил другу кольчугу воина, инкрустированную драгоценными камнями. Бимбисара ломал голову, какой бы дар отправить в ответ. Тогда Будда посоветовал ему приготовить тханку, изображающую Просветленного, ниже – бхавачакру, а еще пониже – слова принятия Прибежища. Подарок был упакован в шкатулку из золота, затем – в шкатулку из серебра, а потом – из меди. 

Утраяне гонцы преподнесли дар со словами, что он способен даровать высшую истину и Просветление. Его следует раскрыть прилюдно, в красивом месте и со всеми почестями.  

Правитель оскорбился такому требованию и собирался объявить войну. Но один из его приближенных посоветовал заглянуть в шкатулку, соблюдая все условия. Когда тот увидел своими глазами подарок, он все понял – в его сердце появилась вера. 

Позже Утраяна принял Прибежище, отказался от грехов, следовал четырем благородным истинам. Затем по его просьбе Будда прислал в его царство своего последователя, который зародил там дхарму и повлек тем самым духовный рост жителей королевства. 

встреча Будды и царя

Заключение

Подводя итог, хочется сказать, что бхавачакра – картина, изображающая мироздание в понимании буддистов, это отражение постоянных перерождений, круговорота рождений и смертей. В колесе бытия изображаются три основных яда, порождающих страдания, шесть низших и высших миров, а также двенадцать этапов сансары. И каждый буддист стремится вырваться из этого круга. 

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам понравилась статья, и вы узнали сегодня что-то новое. Мы будем рады продолжить изучать восхитительный мир Востока вместе, поэтому присоединяйтесь к нам, оставляйте комментарии и рекомендуйте статьи друзьям.

До скорых встреч!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.