Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня мы рассмотрим, что такое скандхи в буддизме.
Содержание:
Составляющие личности
Группы скандх
Понимание личности в буддизме
Соответствие скандх в тибетском буддизме
Заключение
Слово «скандха» может переводиться на русский язык с санскрита как:
- «скопление»,
- «группа»,
- «куча»,
- «связка»,
- «свёрток»,
- «совокупность».
Составляющие личности
Пять скандх (панча скандхи), о которых мы расскажем, составляют совокупность граней, из которых складывается личность. Многие люди ассоциируют свою личность с неким «я», которое, в их представлении, реально существует и не изменяется.
Это глубочайшее заблуждение является главным препятствием, которое мешает им двигаться на пути к просветлению и заставляет перерождаться снова и снова в мире сансары. Привязанность к своему «я» приводит к различным негативным действиям, порождает ненужные чувства и, в конечном итоге, заставляет человека страдать.
Скандхи, в действительности, не являются чем-то неизменным. Каждая скандха состоит из огромного количества составляющих — дхарм, находящихся в беспрерывном изменении.
То, что человек принимает за постоянную «самость» (по определению К. Юнга), на самом деле является объединением в определённом порядке пяти скандх, отличающимся в каждое последующее мгновение.
Рассмотрим, что представляет из себя каждая из пяти групп.
Группы скандх
- Группа форм – рупа, физическое восприятие явлений окружающего мира при помощи шести органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкусовых ощущений и посредством ума, который «засекает» ментальные объекты. Рупа – это то, что в западной философии принято называть материей.
- Группа чувств, ощущаемых, как приятные, приносящие удовольствие, неприятные, причиняющие боль, или нейтральные, сопровождаемые безразличием, — ведана. Чувства не подвергаются осмыслению, осознаются без эмоций, просто испытываются.
- Группа распознавания отличий: вкусное – невкусное, синее — красное и т. д. и образования представлений и понятий — самджня. Распознавание помогает «раскладывать по полочкам» всё воспринятое.
- Группа мотивов и умственной деятельности, ответственных за образование кармы, — самскара. Это идеи, представления, импульсы, волеизъявления, духовные налонности, опыт, которые заставляют человека действовать определённым образом, что приводит к накоплению соответствующей кармы.
- Собственно сознание – виджняна. Оно объединяет непостоянные моменты сознания в знание о результате действий без омрачения его эмоциями.
Представление о пяти скандхах являются важнейшей частью учения в буддизме. Весь мир рассматривается только через их призму. На них покоится и система буддийской медитации.
Группы со второй по пятую носят название «нама», так как представляют собой идеальное. Первая же группа, рупа, как уже было сказано, описывает материальное.
Связка нама-рупа для наглядности изображается, соответственно, как лодочник и лодка, где лодочник управляет лодкой.
Порядок перечисления скандх важен, так как он подчёркивает, что более высокие скандхи зависят от первой, материальной.
В четырёх последних скандхах заключён кармический круговорот:
- сначала ощущается и распознаётся что-то новое;
- затем оно эмоционально окрашивается, сопоставляется;
- производится действие, в соответствии с имеющимися представлениями;
- осознаётся его итог и накапливается знание.
Понимание личности в буддизме
Буддийское учение отрицает наличие души. Личность в буддизме представляет собой только название, обозначающее соединение в обусловленной последовательности вышеназванных групп скандх.
Это ярко иллюстрирует философская сутра «Вопросы Милинды», где упомянутый греко-индийский царь дискутирует о том, что есть личность, с монахом Нагасеной. Диспут происходит во времена до нашей эры.
Царь указывает Нагасене на то, что раз души, по утверждению буддистов, нет, и ни один из составляющих человека элементов не является личностью, то и самой личности тоже нет.
Нагасена в качестве возражения приводит пример с колесницей. Он перечисляет по очереди каждую деталь этого средства передвижения и спрашивает, можно ли её назвать колесницей? Царь отвечает отрицательно.
Тогда он спрашивает, является ли это всё колесницей? Получив снова отрицательный ответ Милинды, Нагасена подводит царя к логическому выводу, что колесницы тогда нет вообще.
На что Милинда возражает, что «колесница» — это всего лишь название всех этих деталей и составляющих её частей. Тогда Нагасена резюмирует, что буддизм рассматривает личность всего лишь как название для упорядоченного единства пяти групп скандх, составляющих человека.
Будда учил, что неверно испытывать привязанность (упадану) к пяти скандхам и отождествлять их со своим «я», так как это приведёт к страданию – дукхе.
Интересно сходство санскритского слова «упадана» и русского – «падкий». Они похожи не только написанием, но и близки по смыслу.
Соответствие скандх в тибетском буддизме
В тибетском учении есть пять Дхьяни-будд, которые соответствуют пяти сторонам Высшей мудрости Ади-Будды. Вот как выглядит это соответствие:
Будда | Скандха |
---|---|
Акшобхья | рупа |
Ратнасамбхава | ведана |
Амитабха | самджня |
Амогхасиддхи | самскара |
Вайрочана | виджняна |
В тантризме активно используется это знание.
Заключение
Всего доброго, друзья! Поддержите блог — делитесь ссылками на прочитанную статью в социальных сетях, если она вам понравилась.
Благодарю, очень интересная статья, есть над чем задуматься.
Исходя из прочитанного и осмысленного можно сделать вывод: душа в буддизме воспринимается как энергетический поток, состоящий из вышеперечисленных психофизических элементов, проводником которого в этом мире является конкретное тело. Вроде так.