Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Главным лицом тибетского буддизма смело можно назвать Далай-ламу. Считается, что на протяжении многих столетий в нем каждый раз перерождается Авалокитешвара – важное в буддийском пантеоне божество.
Один лама неизменно сменяет другого. Мы с вами прекрасно знаем нынешнего Далай-ламу XIV Тэнзина Гьяцо – этого добродушного улыбающегося старичка в круглых очках и красном монашеском одеянии. Но человек, предшествовавший ему – Далай-лама XIII Нагван Лопсан Тхуптэн Гьяцо – был не менее выдающимся тибетским деятелем, хотя нам известно о нем совсем немного.
Пришла пора исправить эту ситуацию – предлагаем познакомиться с Тринадцатым Далай-ламой поближе. Сегодня мы расскажем удивительную биографию Его Святейшества: поведаем о детстве, обучении, воцарении на трон, раскроем его как личность, преданного монаха и политического деятеля.
Вместе мы узнаем о вкладе Тхуптена Гьяцо в мировую историю, а в конце познакомимся с его знаменитым высказыванием, которое стало пророческим.
Содержание:
Детские годы и становление ламой
Деятельность миротворца и политика
Наследие
Вместо послесловия
Заключение
Детские годы и становление ламой
Будущий Далай-лама появился на свет 27 мая 1876 года в восточной части Тибета в местечке под названием Лангдун вблизи деревни Дагпо. По признанию многих, это было живописное место: расположившись недалеко от района Царитра, оно лежало у подножия известной горы Шэнти, которая по форме так похожа на слона в величественной позе.
Родители мальчика были из благородного сословия. Отца звали Кюнга Ринчен, а маму – Лопсан Дрёльма. День, когда у них родился сын, был благоприятным и ясным, а вокруг разом распустились цветы – это было добрым предзнаменованием.
За год до рождения ребенка покинул этот мир Далай-лама XII Тринлэй Гьяцо, а у власти стояли Панчен-лама Тэнпе Ванчук и правитель-регент Тацак Джедрун. Следуя традициям, спустя некоторое время после захоронения учителя, они вместе с советом избранных лам направились на поиски его нового воплощения. Когда совет нашел двухлетнего Нагвана Лопсана и провел несколько испытаний, ни у кого не оставалось сомнений, что перед ними перерожденный Далай-лама.
Так в 1888 году малыша увезли из родного дома во дворец Потал в Лхасе. Пройдя некоторые обряды, например поднесение пучка волос к голове, он получил имя Тхуптен Гьяцо.
Годом позже в особый день мальчика возвели на золотой трон. Торжество сопровождалось вручением предметов, полагающихся главному ламе: драгоценной печати, позолоченных бумаг.
С тех пор Тхуптен принял монашеские обеты начального уровня, перешел к учебе, а его наставниками стали Панчен-лама и действующий регент Тацак Джедрун, который должен был править до того момента, когда мальчик закончит обучение и сможет стать преемником власти.
Но этого не случилось – спустя двенадцать лет правления, в 1886 году, Тацак Джедрун умирает, а его место занимает Дэмо Хутухту. В это время Тибет переживает не самые спокойные времена – назревает конфликт с Великобританией, спустя два года английская армия достигает границ Тибета, но в 1889 году обеими сторонами заключается мировой договор.
Тхуптэн Гьяцо, продолжая обучение, посетил святейшие монастыри Сера и Дрепунг, показал огромные успехи и блистал знаниями. Он участвовал в дебатах, так распространенных среди обучающихся монахов, показывал овладение искусством логики, а главное – постиг философские аспекты всех главных традиций тибетского буддизма: школ Сакья, Кагью, Гелуг, Ньингма.
В 1895 году двадцатилетний юноша завершил обучение, стал монахом и принял все обеты. Дэмо, правивший тогда, ушел в отставку. Был устроен праздник в честь Далай-ламы XIII, ему была вручена серебряная печать – Его Святейшество стал полноценным правителем земли Тибета.
Деятельность миротворца и политика
Верховный лама вел осторожную, но выверенную внешнюю политику и сделал многое для улучшения жизни людей внутри страны. За свои заслуги Далай-лама стал известен как искусный политик, дипломат от рождения и освободитель.
Тибет того времени был задействован в «Большую игру» на рубеже XIX-XX веков, затеянную Великобританией, Россией, Китаем (под властью династии Цинь) и отчасти Японией. В 1904 войска Британии снова осадили «страну снегов» – именно так неофициально называю Тибет – и правитель искал прибежища в странах-союзниках.
Ему была ближе российская сторона, тот переселился в монгольский столичный город, надеясь потом переселиться в Российскую Империю. В Монголии он тесно общался с исследователем земель П. Козловым, российскими учеными, занимавшимися изучением Востока, А. Доржиевым, которые помогали добиться переговоров с русским правительством.
Однако правительство отказало в просьбе, опасаясь ослабления собственного влияния, ухудшения взаимоотношений с Китаем, отдаления от Великобритании и помня неутешительные результаты войны с японцами .
Несмотря на неудачные переговоры с Россией, сами по себе решительные действия тибетского главы показал китайцам и британцам, что он готов к внешнеполитической независимости и самостоятельности.
Позднее Тхуптен Гьяцо неоднократно посещал Китай, а также собирался наведаться с визитом в Японию, но эта поездка в последний момент отменилась. В ходе одной из встреч с представителями китайского правительства ему разрешили вернуться в Тибет. Однако это продолжалось недолго – из-за угрозы со стороны Китайских войск Его Святейшество перебрался в индийскую колонию английского дворца.
Все изменилось в начале 1913-го: в Цинской Империи произошла Синьхайская революция. Благодаря ей Его Святейшеству удалось снова сделать тибетскую землю независимой и вернуть ей суверенитет. Это событие стало невероятно значимым в тибетской истории, а Его Святейшество сделало выдающимся дипломатом.
Затем он захотел соединить воедино свой народ и выдвинул концепцию «Большого Тибета». Она предполагала объединение всех земель, на которых проживали тибетцы. Тибетский правитель перешел к внутренней политике. Он сделал многое для улучшения жизни внутри страны и ее населения:
- укрепил дисциплину в духовных кругах: строго запретил для монахов табак, опиум, алкоголь, игры;
- увеличил число государственных чиновников, дабы не сосредотачивать большую часть власти среди монашества;
- заставил «государственных мужей» облачиться в тибетскую одежду;
- издал антикоррупционное законодательство;
- создал полицию;
- упорядочил транспортный налог;
- снизил проценты по займам;
- модернизировал армию Тибета, используя консультации специалистов из России, Японии, Англии;
- ввел использование телеграфа, электричества и автомобилей;
- начал печатать купюры, марки.
Несомненно, при Далай-ламе XIII Тибетское государство перешло на новую ступень своего развития.
Наследие
Вклад Тхуптена Гьяцо в историю тибетского народа, да что там – всего мира – был огромным. Но, несмотря на наступление добрых времен на тибетской земле, правитель видел будущее. За год до смерти он произнес слова, которые стали завещанием, даже предостережением для потомков:
«Очень скоро в этой стране (с гармоничным сочетанием религии и политики) случатся предательские действия, как снаружи, так и изнутри. В это время, если мы не отважимся защищать нашу территорию, наши духовные личности, включая Победоносных Отца и Сына (Далай-лама и Панчен-лама), могут быть уничтожены без следа, собственность и власть наших Лакангов (резиденций перевоплощённых лам) и монахи могут быть отобраны.
Кроме того, наша политическая система, разработанная Тремя Великими Владыками Дхармы, исчезнет без остатка. Собственность всех людей, высоких и низких, будет отобрана, а людей заставят стать рабами. Все живые существа должны будут влачить бесконечные дни страданий и будут пронизаны страхом. Такое время грядет».
57-летний лама умер в конце 1933-го. Причиной смерти называют болезнь, похожую на простуду, вследствие чего учитель «явил засыпание мысли в сфере покоя».
Вместо послесловия
В 1909-м Тхуптен Гьяцо путешествовал по святыням. Одно уединенное местечко – деревушка под названием Такцер – показалось ему настолько прекрасным, и, не в силах удержаться, он высказал своему окружению, что хочет снова оказаться здесь.
В 1935-м, когда правителя уже два года не было в живых, в этой деревне родился мальчик, которого назвали Лхамо Тхондул. Он стал следующим Верховным ламой, 14-м по счету, – тем ламой, которого мы так хорошо знаем.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам понравилась история непростого жизненного пути такого необычного человека.
Спасибо за то, что поддерживаете нас и делитесь ссылками на статьи в социальных сетях. Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на наш сайт, и будем искать истину вместе!