Приветствуем вас, уважаемые читатели!
В тибетском буддизме словом «намтар» называют историю жизни великого проповедника, учителя, ламы. Это своеобразная история освобождения, поскольку она учит двигаться вперед по проторенному пути учителя и стремиться к освобождению.
Сегодня мы хотим познакомить вас с выдающимся духовным деятелем Тибета по имени Цонкапа и поведать его намтар. Кем он был, когда жил, где родился и как рос, чему обучался, кого учил сам, что нового привнес в философию буддизма и какое наследие за собой оставил – ответы на все эти вопросы вы найдете в статье ниже.
Итак, приступим.
Коротко о главном
Дже, или реже – Чже Цонкапа – выдающийся тибетский деятель, духовный лидер, проповедник, великий учитель. Он жил во второй половине XIV – первой четверти XV века и оставил за собой огромное духовное наследие: десятки трудов и книг, реформы в тибетском направлении учения Будды, а главное – традицию гелуг, основателем которой был он сам. Гелуг впоследствии стала самой крупной школой ваджраяны по количеству последователей.
Ламу почитают во всех регионах, где распространен тибетский буддизм, в том числе в европейских странах. В связи с этим возможны некоторые расхождения в написании и произношении его имени:
- по-монгольски – Зонхов;
- по-бурятски – Зонхобо;
- по-калмыцки – Зункава.
Также встречаются разные вариации написания: «Цонгкапа», «Цзонхава», «Цзонхапа» и так далее.
Лама прославился своей просветительской деятельностью, особым рвением к учебе, а также добрым нравом и благосклонным отношением ко всем людям, встречавшимся ему на пути. За всю жизнь он овладел огромным багажом знаний, выучил наизусть многие сутры, обучился многочисленным тантрическим практикам. Несмотря на то, что со времени его жизни прошло уже шесть веков, память об учителе свято чтят до сих пор.
Детство и юность
Есть свидетельства не только о жизни ламы Цонкапы, но и о его прошлых воплощениях. Легенда указывает на то, что он был тем самым мальчишкой, который подарил Гаутаме Будде четки из хрусталя. Ответным подарком мальчику от Шакьямуни была ракушка.
Уже тогда Пробужденный сказал своему ближайшему соратнику Ананде, что этот малыш однажды родится на тибетской земле и будет носить имя, по-тибетски звучащее как «Лобсанг Драгпа», а впоследствии станет выдающимся духовником.
Предсказание Будды сбылось – малыш Цонкапа появился на свет в 10-й день 10-го месяца по лунному календарю 1357 года на востоке тибетского региона. Есть два мнения по поводу имени младенца.
Первое переводит его части как «луковый» – цонг, «место» – кха, что вместе буквально означает «рожденный там, где растет лук». Согласно другой версии, «цанка» – а именно так нужно правильно писать по-тибетски – это «середина дома». В знак уважения ламу также иногда величают Дже Ринпоче, что значит «Досточтимая драгоценность».
Он не хвалился своими духовными достижениями, но при этом все знали о том, что он обладает особой связью с Манджушри – хранителем восточного рая. Он видел божество, общался с ним и учился у него.
Еще в три года буддийские обеты, которые должны получать миряне, мальчик принял от 4-го Кармапы. Спустя четыре года, семилетним малышом, Цонкапа дал монашеские обеты, а учитель нарек его Лобсанг Драгпа – именно так, как предрекал Шакьямуни. Еще тогда он заучивал полностью некоторые священные сутры, был знаком с содержанием тантрических текстов и знал наизусть многие мантры.
Чтобы получать все новые знания, юноша много странствовал. Когда ему исполнилось 16 лет, тот решил пойти в монастырский комплекс Дрикунг Кагью, находившийся в центре страны. Там он познал буддийскую Махамудру, бодхичитту, медицинские основы, а уже спустя год стал экспертом в этих сферах.
Цонкапа обладал феноменальной памятью – ежедневно он заучивал по семнадцать листов текста с обеих сторон, на каждой из которой содержалось по девять строчек. В соревнованиях на лучшую память, изредка проводимых между монахами, он также неизменно побеждал.
Слухи об удивительном монахе ходили по всему государству, и однажды Цонкапе поступило предложение от самого правителя Китая династии Юань приехать в Поднебесную.
Затем юноша продолжил обучаться, попеременно меняя храмы, в которых обитал. На протяжении двух лет он изучал писания будды Будущего Майтрейи, посвящал себя изучению Праджняпарамиты, участвовал и выигрывал в многочисленных монашеских диспутах по философии.
Однажды юный монах встретил Рендаву, принадлежавшего традиции сакья. Впоследствии он стал важным учителем Цонкапы, который передал ему правила поведения монахов, основы Махамудры, Калачакры, Мадхьямаки и других направлений.
Практика и философские труды
Будучи 25-летним юношей, Цонкапа полностью принял монашество со всеми необходимыми обетами. После этого он стал проповедовать Абхидхарму. Примерно тогда же он испытал первые боли в спине, но смог их самостоятельно вылечить, применив полученные знания по медицине.
Кроме изучения теоретических основ лама, естественно, занимался медитативными и йогическими практиками. К тому моменту он уже глубоко изучил разные направления тантры: йога, крия, маха-аннутара. На его счету было больше сотни наставников, у которых он когда-либо обучался, и больше тысячи собственных учеников, которым он передавал знания.
За всю жизнь Досточтимый сделал больше 3 000 000 простираний и почти 2 000 000 мандал. А в числе его учеников были основатели различных популярных монастырей – Сэра, Дрепунг, Сегью и других, а также первый Далай-лама.
Вскоре Цонкапа приступил к практикам уединения. Сама продолжительная длилась 4 года. За этот затворнический период его окружало лишь 8 близких преемников.
Позже лама хотел побывать в индийских землях с тем, чтобы обучиться там у местных наставников, но бодхисаттва Ваджрапани явился ему и отговорил от этой затеи, ведь Цонкапе предстояло написать важные труды в области буддистской философии.
Трактатов и сочинений за всю жизнь собралось много – больше ста работ были собраны в 18 томах. К самым значимым из них относятся:
- «Ламрим Ченмо» – «Большое руководство по этапам пути к Просветлению», которое рассказывает о пути сутры, следующем последовательно. Работа была написана в 1402 году.
- «Золотые четки».
- «Основа всех благих достоинств».
- «Три основы пути».
Кроме того, Цонкапа видел несовершенства буддийской системы того времени, которая требовала реформаторских действий. Особенно его огорчало несоблюдение монахами должной дисциплины, неправильное понимание некоторых моментов Учения, а также сексуальные практики тантры, которые стали популярны среди монашества, но абсолютно противоречили должной морали монахов.
Тогда Учитель решил объединить собственные реформы, основанные на строгости, даже ортодоксальности обетов для монахов, соответствии предписаниям Виная-питаки, глубоком изучении философских текстов и тантры. В итоге получилась новая традиция под названием «гелуг», что переводится как «добродетельная».
Уход и наследие
В 1512 году тибетский проповедник заметил, что его здоровье заметно пошатнулось, а боли, особенно в спине, стали случаться все чаще. Однако он продолжил практиковать еще усерднее, чем прежде. Вместе с ним медитациям предавались его ученики – они молились о скорейшем выздоровлении и долгой жизни наставника.
Но этому не суждено было случиться. В 1519 году, когда Цонкапе было 62 года, он почувствовал приближение смерти. В один из дней он оставил ученикам свои наставления, пошел в уединенное место и стал медитировать на пустоту.
Там же, именно на этом месте, он погрузился в полное созерцательное состояние и покинул этот мир. Те, кто наблюдал за учителем, впоследствии говорили, что он принял образ юного Манджушри и рассеялся яркими лучами.
В течение следующих семи недель буддисты со всех уголков страны приносили подношения телу усопшего учителя. Затем было решено соорудить особую ступу в святыне Гандэн и захоронить там останки. Долгие столетия ступа собирала тысячи паломников со всего буддийского мира, но в 60-е годы прошлого столетия войска китайцев осквернили его останки.
Учение Цонкапы продолжили его верные соратники Гьелцаб и Кхедруб. Их часто называют «духовными сынами», а на изображениях, тханках, статуэтках этих трех буддистских деятелей нередко изображают вместе.
В последние десятилетия создаются все новые святыни, буддийские ассоциации, духовные центры, посвященные учителю, причем не только в Азии, но и на Западе. Так, к примеру, в 77-м году в итальянской Тоскане открыли Институт Ламы Цонкапы. А в нашей столице несколько лет назад был организован «Московский буддийский центр Ламы Цонкапы».
Заключение
Сегодня мы с вами узнали немного больше о Цонкапе – выдающемся духовном лидере, повлиявшем на развитие всей буддийской мысли. Он был основателем традиции гелуг, автором сотни философских трактатов и наставником тысяч буддистов. Несмотря на то, что прошел уже не один век с момента его ухода, память об этом ламе свято чтится до сих пор.
Дорогой читатель, спасибо, что были с нами! Надеемся, что наша статья ответила на интересующие вас вопросы. Мы будем признательны, если вы поддержите наш проект, поэтому делитесь ссылкой на статью в социальных сетях, а впечатлениями — в комментариях, подписывайтесь на рассылку.
До новых встреч!