Учителя буддизма. Часть 2 — с Нового времени до наших дней

тибетский учитель

Здравствуйте, дорогие читатели! В предыдущей статье мы начали говорить о выдающихся наставниках буддизма и охватили период с жизни Будды Шакьямуни до окончания Средних веков. Сейчас мы хотим продолжить беседу и поведать о великих учителях, лидерах с Нового времени до современности.

Будет интересно, а главное – познавательно!

Содержание:
Панчен-лама IV
Далай-лама V
Далай-лама XIV
Агван Лобсан Доржиев
Ценшаб Серконг Ринпоче I
Другие деятели современности
Заключение

Панчен-лама IV

В миру Панчен-лама Четвертый известен был под именем Лобсанг Чокьи Гьялцен, и особенного внимания достоин прежде всего потому, что он был первым, кто имел подобный высокий титул при жизни.

Гьялцен
Лобсанг Чокьи Гьялцен (1570-1662), Панчен-лама IV, Тибет

Чокьи Гьялцен родился во второй половине XVI века, а именно в 1570 году. В начале духовного пути он жил в монастыре Ташилунпо. Все изменилось, когда в монастырь Дрепунг в Лхасе доставили Далай-ламу IV, и Чокьи Гьялцен стал его обучать.

В честь этого главный лама дал ему титул Панчена Ринпоче, то есть «Великой драгоценности пандиты». Позже Панчен-лама стал наставником Далай-ламы V после смерти его предшественника.

При Чокьи Гьялцене Панчен-ламы стали считаться воплощениями Амитабхи – Будды Безграничного света. А его резиденцией стал монастырь Ташилунпо.

Далай-лама V

Пятого Далай-ламу звали Нгаванг Лобсанг Гьяцо. Он был духовным и политическим лидером Тибета XVII века. Нгаванг Лобсанг славился как справедливый, решительный и открытый правитель.

Тибет
Нгаванг Лобсанг Гьяцо (1617-682), Далай-лама V, «Великий пятый», Тибет

Сам будучи последователем школы гелуг, Его Святейшество проявлял интерес к другим сектам, так как считал, что должен знать основы всего тибетского буддизма. Также он развернул широкое строительство монастырей и дворцов в Лхасе. Так, к примеру, знаменитый своей красотой и могуществом дворец Потала начал строиться именно с его подачи.

Его Святейшество также развернул сильную внутреннюю и внешнюю политику:

  • Лхаса стала столицей Тибета, а сам Далай-лама обрел верховную власть.
  • Была проведена перепись населения.
  • Традиция гелуг обрела наибольший вес.
  • Она же распространилась в Монголии.
  • Непальцы и сиккимцы признали Его Святейшество тибетским главой.
  • Китайский правитель прислал приглашение к себе, чтобы решить совместные вопросы.
  • Налаживались отношения с «южанами» – буддистами в Тайланде, Шри-Ланке, Бутане.

Нынешний Далай-лама Четырнадцатый заявляет, что часто видит яркие сны из жизни Нгаванга Лобсанга.

Далай-лама XIV

Наверное, один из самых знаменитых по всему миру современных буддийских учителей – нынешний Далай-лама XIV Тэнцзин Гьяцо. Он родился в 1935 году и за это время сделал многое для тибетцев, для буддистов и для всего мира.

монах
Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо (род. 06.07.1935), Далай-лама XIV, духовный лидер тибетского буддизма

Он много путешествует и по всей планете проповедует идею ненасилия, сострадания, межконфессиональной терпимости. За это в 1989 году он даже был удостоен Нобелевской премии мира. Также он выступает за сохранение самобытности буддизма Тибета и возвращение своей стране полной автономии.

В 1949 году, когда правитель 15-летним юношей еще обучался буддизму, возник конфликт между Страной снегов и Китаем, которые вторглись на территорию Тибета. В итоге в 1959 году под натиском китайских войск он вынужден был бежать из Лхасы и скрываться в индийском городе Дхарамсала, где до сих пор располагается правительство Тибета в изгнании.

Далай-лама считается воплощением в нашем мире Авалокитешвары – Будды Милосердия. Тэнцзин Гьяцо по окончании университета при монастыре также был удостоен звания доктора буддийской философии. Сейчас он считается духовным лидером последователей тибетского буддизма, живущих в Тибете, в Монголии, в России (в частности, в Туве, Бурятской, Калмыцкой республиках) и вообще по всему миру.

В 2002 году Его Святейшество передал руководство Страной снегов премьер-министру Самдонгу Ринпоче. Сейчас Далай-лама живет жизнью обычного монаха: встает ранним утром, большую часть дня проводит в медитациях, практиках, молитвах – но при этом остается публичным человеком, которого уважают многие. Подробней о жизни этого удивительного человека читайте здесь.

Агван Лобсан Доржиев

Этот буддийский деятель родился в середине XVIII столетия и умер в 1938 году. Его очень почитают российские, тибетские, монгольские буддисты, так как он был выдающимся бурятским ламой, дипломатом и сделал огромный вклад в развитие всего буддизма.

лама
Агван Лобсан Доржиев (1853-1938), бурятский лама, дипломат, ученый, общественный деятель, основатель буддийского храма в Санкт-Петербурге

Агван Доржиев много путешествовал, распространяя идеи буддизма во время своих индийских, цейлонских, японских, германских, британских, итальянских визитов. По его инициативе был построен петербуржский храм Калачакры, который является первым европейским буддийским храмом.

В молодом возрасте Агван Лобсан паломничал на монгольских и тибетских землях, даже учился в лхасском монастыре Дрепунг. Он был приближен к Далай-ламе XIII в качестве советника, а затем стал первым министром его двора. Также он был знаком с царем Николаем II, который вручил ему часы и дал согласие на постройку Санкт-Петербургского дацана. Подробней биографию Агвана Доржиева см. здесь.

Ценшаб Серконг Ринпоче I

Ценшаб Серконг Ринпоче родился в 1914 году. Впоследствии он был учителем нынешнего Далай-ламы, помогал ему в подготовке к монашеским дебатам. Его окружение поражалось, насколько сведущим тот был во всех направлениях тантры.

лама
Ценшаб Серконг Ринпоче I

Несмотря на довольно высокий сан, он оставался человеком, близким к другим людям, приветствовал своих учеников сердечно, с юмором, передавал знания с великим удовольствием.

Ценшаб Серконг также распространял буддийскую мысль на западе, временами посещая европейские и североамериканские страны. С его помощью были основаны современные буддистские храмы на индийской территории.

Преемником стал Ценшаб Серконг Ринпоче II, который родился в 1984 году, спустя год после смерти предшественника. Он находится на своем посту в наши дни.

лама
Ценшаб Серконг Ринпоче II

Другие деятели современности

  • Тринле Тхайе Дордже
лама
Тринле Тхайе Дордже (род. 06.05.1983), 17-й Кармапа линии Карма Кагью (признан частью кагьюпинцев)

Молодой Кармапа родился в 1983 году и является семнадцатым по счету в школе карма кагью.

  • Лама Сопа
лама
Тхубтен Сопа Ринпоче (род. 01.1946), Лама Сопа, общественный деятель, наставник тибетского буддизма школы гелуг

Также известен под именем Тхубтен Сопа Ринпоче, нынешний наставник секты гелуг.

  • Кобун Чина Отогава
учитель
Кобун Чина Отогава (01.02.1938-26.07.2002), учитель дзен

Родился в 1938, умер в 2002 году. Его считают удивительным духовным учителем дзен, в числе учеников которого был сам Стив Джобс.

  • Геше Нгаванг Даргье
наставник
Геше Нгаванг Даргье (1925-1995), тибетский учитель

Геше Нгаванг трудился в Тибетской библиотеке, находящейся в индийском городе Дхарамсала. Там он проповедовал буддийскую философию десятку тулку-перерожденцев, а также выходцам с Запада, которых насчитывалось не меньше тысячи. Затем Геше Нгаванг сам направился в Европу и обосновался в Новой Зеландии, создав там центр буддизма, где проповедовал до смерти в 1995 году.

  • Ву Бонг
учитель
Ву Бонг, Якоб Пёрл (22.06.1950-17.04.2013), дзен-мастер корейской линии дзен

Он же Якоб Перл, родился в середине прошлого века в польском городе Вроцлав. Будучи двадцатилетним юношей, он увлекся буддистской философией, обучался у многочисленных наставников дзен, и в 1993 году сам стал мастером дзен – тогда и получил буддистское имя. Также он занимался боевыми искусствами, даже обладал черным поясом.

Вместе с учениками Ву Бонг устраивал ретриты по всей планете. Во время одного из них, в 2013 году, мастер скончался.

  • Оле Нидал
лама
Лама Оле Нидал (род. 19.03.1941), буддийский лама тибетской линии Карма Кагью, основатель буддийских центров Алмазного пути

Буддист родом из Дании в наше время передает учение Карма Кагью по всему миру. Надо сказать, что его видение и лекции довольно адаптированы для Запада, представляют собой упрощенную версию дхармы – за что Оле Нидал подвергается жесткой критике более традиционных последователей. Так или иначе, он открыл больше 600 центров ваджраяны по миру, а количество его приверженцев перевалило за отметку в 10 тысяч.

Заключение

В этих статьях мы с вами познакомились с великими лидерами буддизма, талантливыми учителями, силами которых это учение продолжает распространяться по всему миру. Благодаря им можно проследить эволюцию буддизма – как он менялся, трансформируясь в разные направления, распространялся по многим странам. Все началось с главного Учителя, основоположника мысли Будды Шакьямуни, и продолжается учителями и наставниками, некоторые из которых родились в западных странах – казалось бы, таких далеких от учения Будды.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам было интересно изучить статью, и из нее вы почерпнули для себя много полезной информации. Мы будем признательны, если вы поддержите наш проект: поделитесь статьей социальных сетях. Присоединяйтесь к рассылке, чтобы получать свежие статьи на свою почту, и будем искать истину вместе.

Всего вам хорошего и до новых встреч в нашем блоге!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 1
  1. Комаренко-лама

    Привет! А какие из них есть в Инстаграм?

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.