Дзогчен – что это такое? Суть учения тибетского буддизма

в буддизме

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Если вы увлекаетесь буддизмом, то, возможно, уже задавались вопросом: «Дзогчен – что это такое?» Если да, то мы спешим вам сообщить – именно об этом сегодня будет наш разговор. 

Статья ниже просто и доступно объяснит, что такое дзогчен, в чем состоит его суть, что включают в себя практики, как передаются знания, что говорит об этом современный мир. Будет интересно, а главное – познавательно.

Содержание:
Понятие дзогчен
Основы учения
Практики и передача знаний
Заключение

Понятие дзогчен

Кто-то называет его религией, другие – школой буддизма, кто-то и вовсе клеймит словом «секта», которое в сознании западных людей имеет негативный оттенок. Однако ни одно из этих определений не подходит понятию дзогчен.

Чтобы понять истинный смысл этого слова, стоит обратиться к его этимологии. Оно имеет тибетские корни и состоит из двух частей:

  • дзог – переводится как «окончание», «завершение»;
  • чен – в переводе означает «абсолют», «совершенство».

Следовательно, дословно «дзогчен» можно перевести как «абсолютная завершенность». В общих чертах можно сказать, что дзогчен передает знание о завершенности человеческого создания, которое проявляется, как ни странно, в его изначальном состоянии.

Вообще дзогчен можно рассматривать с двух разных точек зрения:

  1. Учение, передающее определенные знания.

Причем оно может быть как отдельным учением, так и частью существующих направлений, в особенности традиции ньингма, относящейся к ветви буддизма Тибета, а также древней тибетской религии бон.

  1. Состояние индивида.

Оно предполагает возвращение человека в естественное состояние и пребывание в нем.

в Тибете

У этого учения много тождественных названий:

  • дзогчен;
  • дзогпаченпо;
  • махасандхи;
  • маха-ати;
  • ати-йога;
  • тигле чинпо;
  • санти маха;
  • махабинду.

Можно называть его как угодно, но суть остается неизменной – это изначальное состояние, методы, позволяющие достичь его и основанное на них учение.

Как же можно объяснить это состояние? Дело в том, что мы отождествляем себя с нашим телом, умом, мыслями, окружающим миром – именно это кажется нам реальностью. А это значит, что мы испытываем привязанности, ненависть, смотрим на мир сквозь призму суждений и оценок – то есть живем в неведении.

около моря

Подобная жизнь приводит нас к постоянным страданиям – дукха. Чтобы от них освободиться, нужно в первую очередь осознать собственную истинную природу.

Есть мысли, и, если задуматься, они идут ниоткуда и ведут вникуда. Сознание  находится вне времени и пространства. Истина находится за пределами нашего сознания. Лишь выйдя за границы обыденного, можно понять естественную природу ума – дзогчен.

Нет однозначного мнения насчет того, где возникло учение: в китайской философии или в индийской. Так или иначе, оно быстро распространилось по Тибету. Идей дзогчен придерживается также нынешний Далай-лама XIV.

Наш современник Далай-лама XIV говорит о дзогчене следующее: «Уникальность подхода учения Дзогчен состоит в том, что здесь в процесс медитации не вовлекаются грубые уровни ума, такие, как дискурсивное и понятийное мышление. С самого начала вы позволяете самопроявиться переживанию ясного света – оно как будто осязаемое, прямое, непосредственное и обнаженное».

на природе

Основы учения

Учение дзогчен дополняет космологию буддизма, которая описывает мироустройство, пребывание в разных мирах, перевоплощение и осознание человеком собственной внутренней природы.

Здесь есть понятие «ригпа», которым описывается первоначальное состояние, истинная природа человеческого естества. При этом говорится, что она должна характеризоваться пустотой, ясностью, чистотой. У нее нет своей формы, но содержание воспринимает и отражает природу окружающих вещей.

Чтобы лучше объяснить основу учения, адепты дзогчен приводят хорошую аллегорию, сравнивая человека с зеркалом. Глядя в зеркальные поверхности, можно увидеть отражение окружающей обстановки, предметы, их внешний вид. Но при этом невозможно понять природу этого зеркала.

Его природа – показывать отражение окружающего мира, чисто, ясно, без каких-либо осуждающих или оценивающих факторов. Более того, эти отражения не оказывают влияние на само зеркало, оставляют его неизменным, естественным.

природы

В этом и состоит цель индивида согласно дзогчен – стать подобным зеркалу. Достижение цели позволит избавиться от страхов, привязанностей, проблем, оценок, ненависти – а значит страданий. На пути дзогчен такого состояния способен достичь каждый при условии изучения основ и непременной практики.

Главный учитель дзогчен Гараб Дордже, которому, по преданию, передал знание сам Будда Шакьямуни, сформировал три основных принципа учения:

  • получение знаний от опытного учителя;
  • отречение от каких-либо сомнений;
  • постоянное пребывание в изначальном состоянии.

Другими словами, постигнув тайны, раскрытые мастером дзогчен, не стоит сомневаться в истинности полученных знаний, а, напротив, нужно стараться достичь изначального состояния и навсегда оставаться в нем.

Также выделяют три раздела, которые предстоит постичь ученикам:

  • сэмдэ – природа ума;
  • лонгдэ – истинное пространство;
  • мэнгагдэ – наставления, передаваемые поколением мастеров из уст в уста.

Основная задача дзогчен – очищение ума, освобождение от оков разума. Важно понять, что он не имеет ничего общего с процессом познания, с интеллектом.

в монастыре

Для постижения дзогчен нужно лишь быть готовым воспринять настоящую природу собственного естества посредством опыта. Это поможет освободиться и обрести внутреннюю гармонию.

Практики и передача знаний

Знания учения дзогчен передаются путем преемственности, когда опытный учитель посвящает в тайны своих учеников. Он часто делает это при помощи притч, сказок, легенд, в чем заключается символизм процесса обучения. Специальные методы позволяют пройти через переживания, свойственные каждому обычному человеку, что в конечном итоге приведет к познанию собственной природы.

Упор в обучении делается не столько на медитации, сколько на знании. Если ученик несведущ во многих вопросах, то практика не принесет практически никаких результатов. 

При этом важны не мыслительные процессы, которые задействуют интеллект, а изучение своего состояния. При изучении тантр ученик невольно запускает маховик самопознания.

Медитативные практики представляют собой процесс созерцания, направленного вовнутрь. Человек не отталкивает мысли и не отказывается от негативных эмоций, а позволяет им течь по естественному течению, в результате чего они сами растворяются. Подобная практика расслабления освобождает ум и ведет к познанию истинной природы человека.

Еще древние преемники дзогчен утверждали, что только самопознание может привести к познанию истины.

Первыми великими учителями были Гуру Падмасамбхава и уже известный нам Гараба Дордже. В наши дни учение в западном мире и в том числе в России продвигает Намкай Норбу Ринпоче.

на учении
Намкай Норбу Ринпоче

К слову, в нашей стране дзогчен-община многочисленна. В Москве, области и в республике Крым часто проводятся встречи мастера Намкая Норбу Ринпоче с учениками. В рамках этих встреч проходят семинары, беседы, массовые медитативные практики.

Заключение

Много времени прошло со времен Будды Шакьямуни, который зародил основы дзогчен – порядка двух с половиной тысяч лет. За это время многое поменялось, но только не человеческая внутренняя природа. Наверное, в этом и заключается секрет интереса миллионов людей по всему земному шару к учению дзогчен.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Пусть внутренняя гармония никогда не покидает вас. Будем благодарны, если вы поддержите блог — поделитесь ссылкой на статью с друзьями в социальных сетях)

И присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на наш сайт, и будем искать истину вместе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 2
  1. Мераб

    Ищу учителя Дзогчен- Гуру. Который мог бы мне осветить дорогу к Дзогчен!

  2. Мария

    Спасибо вам за такую интересную и полезную статью.
    Я так понимаю, что необходимые знания должны быть преподаны личным учителем гуру, знатоком дзогчен.
    .

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.