Здравствуйте, уважаемые читатели.
История буддизма стоит того, чтобы обратить на нее внимание. Это религиозное направление получило распространение не в одной стране. В данной статье вы найдете интересную информацию о том, каким образом калмыцкие последователи Будды укрепляли свою веру.
Самая древняя из мировых религий, основу которой заложил принц Сиддхартха Гаутама, стала проникать в среду ойратов (предков калмыков) еще в XIV веке, но тогда она исповедовалась лишь представителями феодальной знати.
Содержание:
Зарождение учения в Калмыкии
Особенности буддизма в Калмыкии можно понять, если обратить свой взор вглубь веков. Религиозно-философское учение в этой республике стало достаточно активно развиваться в течение ХVII-ХIХ веков. В этом случае речь идет о вторичном возвращении к нему, почитании традиций и памяти о былом могуществе.
Учение утверждалось в регионе с помощью легенд и пророчеств. По словам известного русского востоковеда Юрия Рериха, его распространение было предсказано в трактате «Маньчжушри-мула-тантре».
Возникновению и становлению региональной формы способствовала прямая связь с Тибетом. В этот район Центральной Азии паломники проникали через китайскую Джунгарию.
В начале двадцатого столетия калмыцкое направление стало приобретать консервативный характер. В то время оно полностью контролировалось представителями царской администрации. Именно чиновники определяли, сколько должно существовать культовых объектов (хурулов). Кроме того, они разделяли их на большие и малые.
Развитие калмыцкого буддизма в XX веке
Начало столетия ознаменовалось расцветом религиозного учения. Начали появляться новые храмы и высшие конфессиональные школы. Количество их стало исчисляться десятками. Но самое главное – установился прочный контакт с Тибетом, откуда исходили идеологические установки.
Однако в двадцатых годах и в начале тридцатых сооружения культа были уничтожены, а духовенство подверглось репрессиям. Тем не менее, само поклонение Будде никуда не делось, оно просто приобрело новые формы. Священнослужители тайно продолжали выполнять свои функции, хотя и не имели уже сана.
В 1943 году советские власти приняли решение о ликвидации Автономной Республики и о насильственном перемещении жителей в Сибирь. Лишь в 1956 году, спустя три года после смерти «отца всех народов» Иосифа Сталина, АР была восстановлена. Однако воссоздать национальную религию удалось не сразу.
Не намного лучше обстояли дела и у представителей других религиозных течений в регионе. В то время как к концу 80-х годов республиканские буддисты не имели ни одного храма, баптисты располагали двумя такими объектами, а православные – тремя.
После исчезновения советской власти калмыцкие последователи Будды воспряли духом. У них появилось свое официальное объединение, которое действует независимо от общин в других российских регионах.
Специфика религиозного учения
Буддистское направление в Калмыкии получило свои характерные черты, которые проявляются и в настоящее время. В качестве основных выступают:
- Особенности календарной обрядности. До сих пор отсчет лет в Калмыкии производится с зимнего Нового года, который отмечается в дни солнцестояния. В то же время в Бурятии, Монголии, Тибете, Китае и Японии принято это делать от праздника первого весеннего лунного месяца.
- Признание Белого старца (древнего персонажа) покровителем курганов. Связано это с консолидацией этноса из-за утраты мест прежних кочевий.
Жители калмыкских земель достаточно много усилий тратили на противодействие «черной вере», то есть шаманству. В результате соответствующая атрибутика уничтожалась. Вместе с тем появлялись лица, именуемые в народе знатоками и лекарями. Они исполняли функции шаманов, но позиционировали себя как приверженцы буддийской религии.
Национальной форме, характерной для нашего времени, присущи черты обрядов периода ранних верований. Вот наиболее значимые из них:
- Толерантное отношение к жертвоприношениям. Кровавыми дарами служат, как правило, овцы. Домашних животных режут в ходе выполнения действий, носящих символический характер, а также во время праздников.
- Почитание древнего языческого обряда отрезания черного злого языка. Речь идет об избавлении от проклятия (харала) с помощью молитвы, в ходе которой знающие люди отделяют кончик веревки.
Визиты Далай-ламы
Духовный лидер тибетского народа и других буддийских регионов посещал Калмыкию трижды. Первые две поездки пришлись на начало 90-х годов прошлого столетия. Они ознаменовали собой восстановление связи калмыцкого и тибетского буддизма, прерванной в советский период.
В то время приверженцы учения Будды испытывали острую потребность в главном храме, который послужил бы центром республиканского буддизма. Знатный гость, прибывший из Тибета, оказал им посильную помощь.
Далай-лама поддержал усилия, как властей, так и общественности. Мало того, он принял непосредственное участие в разработке проекта хурула и сделал определенное финансовое пожертвование.
В следующий раз наставник осчастливил своим визитом калмыцких буддистов в 2004 году. Цель очередной поездки заключалась в освящении храмового комплекса, сооруженного в столице республики.
Более ранние вояжи состоялись летом и осенью (в 1991 и 1992 годах соответственно). На этот раз Его Святейшество прилетел из теплых краев в первый день зимы.
Суровая погода не благоприятствовала визиту, к тому же гостю был оказан весьма холодный прием со стороны местных чиновников. Как известно, Россия в вопросах территориальной принадлежности Тибета придерживается точки зрения Китая. Для совершения необходимых ритуалов Далай-ламе было отведено всего два дня.
Но и этого времени ему хватило для того, чтобы исполнить волю буддистов региона. Однако Учитель до сих пор лишен возможности благословлять своих российских учеников там, где они проживают. В результате калмыки, мечтающие о просветлении, вынуждены искать контакт с гуру вдалеке от родины.
Храм в Элисте
Что касается культового сооружения в столице республики, то оно после освящения Далай-ламы XIV было сооружено в рекордный срок – всего за год. Торжественное открытие состоялось в последних числах декабря 2005 года.
Над росписью стен храма славно потрудились признанные мастера кисти из Тибета. В центральном помещении установили статую основателя учения ростом в девять метров. В Европе этому изваянию нет равных по высоте.
Началось строительство «Золотой обители Будды Шакьямуни» после установления мемориального камня из белого мрамора. Глыба появилась накануне приезда духовного наставника.
На ней красовалась надпись «Ом Мани Падме Хум!», в дословном переводе означающая «О, жемчужина, сияющая в цветке лотоса!». Гравировка воспроизводит одну из наиболее известных мантр тибетского буддизма, которую можно трактовать по-разному. Далай-лама XIV кратко пояснил, что священный текст выступает олицетворением чистоты тела Будды, его речи и ума.
Хурул в Элисте изначально проектировался не просто как очередной объект культа. Перед его создателями стояла цель построить целый институт, помогающий просвещать широкие слои населения. При этом они руководствовались словами самого Гаутамы Будды. Основоположник учения считал невежество главной причиной страданий, а подлинное знание – путем выхода из кругов сансар (круговорота рождений и смертей).
Увеличение числа сторонников
Количество буддистов Калмыкии постоянно возрастает, они посещают не один десяток храмов. Мало того, во многих населенных пунктах можно увидеть религиозные мемориалы. Появляются и другие сооружения культового характера.
Подавляющее большинство населения республики составляют русские и калмыки. Жители исповедуют не только буддизм, но также и христианство. Есть немало приверженцев ислама. Религиозных конфликтов между ними не наблюдается.
Местные буддисты рады появлению в городах и поселках хурулов, ступ и пагод. По их мнению, эти объекты не только украшают их, но и свидетельствуют о возврате к духовным истокам.
Заключение
На этом наше повествование заканчивается. Если материал вас заинтересовал, поделитесь полученной информацией с пользователями соцсетей.
И до новых встреч!