Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня вы узнаете, в чём специфика тибетского буддизма. Иногда его ещё называют ламаизм, но это слово неизвестно местным жителям. Свою веру они предпочитают называть словом «дхарма» — «учение».
Содержание:
Особенности течения
Становление тибетского буддизма
Рождённый из лотоса
Окончательная победа
Дальнейшее развитие учения
Заключение
Особенности течения
Слово «ламаизм» придумали западные буддологи, которые в позапрошлом веке стремились таким образом выделить значимость ламы в жизни простых тибетцев, его культ. Слово «лама» состоит из двух слов «ла» — «высокий», и «ма» — «нет», то есть человек, выше которого нет в духовном смысле.
Не употреблять термин «ламаизм» просил и религиозный лидер тибетцев Далай-лама XIV, когда на местное духовное течение начались нападки со стороны Поднебесной. Это произошло по завершении тибетского восстания против Китая, подавленного китайскими властями.
После этого тибетское правительство вместе с Далай-ламой, а с ними и сто тысяч их сторонников вынуждены были покинуть родину и расселиться в соседних странах.
Фактически, тибетский буддизм мало отличается от индийского. В традиции последнего тоже было почитать духовных учителей.
Главное отличие тибетского учения в том, что оно впитало особенности местной народной культуры бон, которая также подверглась его влиянию. И хотя сейчас религия бон существует в этих местах отдельно от буддизма, они трудноотличимы.
Сама бон, по легенде, была принесена в тибетские земли Шенрабом из древнего государства Шаншунг. Тогда она являлась разновидностью шаманизма.
Становление тибетского буддизма
Таким же легендарным было и первое появление буддизма здесь. В период правления Лхатотори небо преподнесло его царству подарок – упавший сундучок с священными текстами и символами. На его изысканно украшенной крышке было высечено «Ом мани падме хум».
Никто не смог прочитать сутры, да и с остальными предметами не знали, что делать. Но во сне царь увидел предсказание, что пятый после него правитель сможет понять значение дара. А пока подарок пользовался почтением, и государство не знало бед.
В VII веке стал править Сронцзангампо, в дальнейшем он считался аватаром Авалокитешвары, бодхисаттвы, покровительствовавшего Тибету.
Правитель взял в жёны принцесс из Непала и Китая. Каждая из них исповедовала буддизм и взяла с собой главные священные тексты и культовые предметы.
Китаянка привезла и огромную статую Будды, которая до сих пор находится в столичном храме Джокханг и почитается, как святыня. Обеих принцесс считают олицетворениями бодхисаттвы Тары – зелёной и белой.
Тхонми Самбхоту, придворного Сронцзангампо, послали на родину буддизма, где он создал основы тибетского письма и грамматики, используя в качестве опоры бенгальский алфавит и санскрит.
Буддизм в последующее столетие очень плохо укоренялся на тибетской земле. В связи с этим сюда был приглашён проповедовать буддийский философ Шантаракшита.
Его заслуги в проповедовании здесь были настолько велики, что он удостоился называться Ачарья-бодхисаттва, то есть Учитель с большой буквы.
Шантаракшитой были построены первые монастыри в здешних краях, в частности, монастырь Самье. Но положения Махаяны всё же мало находили отклик в душах воинственных горцев, многое им было попросту непонятно.
Местные шаманы тоже всячески противодействовали укреплению буддийского учения, ссылаясь на то, что это воля бонских богов и демонов. Тогда было решено пригласить Падмасамбхаву.
Рождённый из лотоса
Лотосорождённый, а именно так переводится имя этого чудотворца и йогина, практиковавшего тантризм, тоже вложил большой вклад в становлении учения Будды в Стране Снегов.
Он считался реализацией Будды Амитабхи и жил в Уддияне. В Тибете он почитался наравне с Буддой и имел с ним много общего:
- был урождённым принцем;
- покинул дворец;
- медитировал в уединённых уголках природы.
Во время медитаций дакини и посвятили его в тайные тантрические знания, в результате чего он обрёл магические способности.
Они превзошли умения шаманов, и Падмасамбхаве удалось укротить демонов и злых духов Тибета и превратить их в дхармапал, защитников учения.
Окончательная победа
Китайские проповедники буддизма – хэшаны, тоже не сидели сложа руки. Но со временем новообращённые тибетцы стали замечать расхождения в их проповедях и в учении, которое передавал им Шантаракшита.
Им хотелось узнать, какое же учение истинное. К тому времени Шантаракшиты уже не было в живых, но его место занял Камалашила, его ученик и преемник.
Истина, как известно, рождается в спорах, а индийцы с давних пор любили дискутировать по важным вопросам. Вот и в этот раз был организован диспут между Камалашилой, представлявшим Индию, и представителем Китая Хэшаном Махаяной.
Он прошёл в центре Тибета, в вышеупомянутом Самье, и предметом его было, как же правильно достигнуть состояния буддовости. Доводы Камалашилы были более весомыми, он победил.
В результате этого философия китайского буддизма была запрещена в Тибете, а местное буддийское учение стало развиваться по классическим индийским канонам.
Дальнейшее развитие учения
В IX-X веках по ряду политических причин буддизм в Тибете находился в упадке, а с XI столетия начинается его повторное возрождение. Теперь он уже не является религией аристократов, а быстро распространяется и усваивается в народе в форме Махаяны и Ваджраяны.
Поспособствовал этому монах Атиша, который основал школу Кадам-па. Она работала в следующих направлениях:
- возрождение монастырской дисциплины – винаи;
- введение в неё тантрической практики;
- разработка системы образования в монастырях;
- переводы классических буддийских текстов на тибетский язык.
В XV столетии школа слилась с родственной по духу школой Гелуг-па и практически перестала существовать.
Ещё одну школу создал йогин Марпа. Она называлась Кагью-па. Основной упор в ней делался на прямую передачу йогических практик от учителя к ученику, что и отражалось в её названии – «Школа преемственности».
У Марпы был любимый ученик, Миларепа, который практиковал йогу внутреннего тепла – туммо. Также он был одарённым поэтом, и многие образованные тибетцы и монголы знали его стихи наизусть. Йога туммо и сейчас популярна в Тибете.
Со временем Кагью-па разделилась, и одно из её направлений стало называться Карма-кагью. Её духовный лидер — это Кармапа (в наше время Кармапа XVII). По важности он стоит третьим после Далай-ламы и Панчен-ламы.
С этим направлением связан поиск новорожденных мальчиков, которые считаются переродившимися буддийскими святыми или мудрецами. Традиция носит название «тулку». С ней теперь прочно связана школа Гелуг-па.
В XII столетии была создана школа Сакья-па. Благодаря ей возник титул Далай-лама. Школа прославилась тем, что приложила много усилий к созданию единого теократического государства в Тибете.
Школа Ньингма-па оформилась позже других, хотя фактически она исповедовала буддизм времён Падмасамбхавы, то есть её адепты являлись «староверами» и почитали Падмасамбхаву как дорогого учителя – гуру Римпоче.
Ньингмапинцы предпочитали практику затворничества, по одному или в малых группах. У них почти не было монастырей, и практиковали они дзог-чэн – раскрытие своей изначальной сущности будды путём созерцания.
В средние века улучшилась работа переводчиков, которые очень точно переводили тексты с санскрита. В результате образовались Ганджур – перевод буддийского учения, и Танджур – сборник комментариев к нему, философских трактатов, материалов по математике, медицине, литературе и т. д.
Расцвет буддийской культуры связан с реформатором Цзонкхапой, который основал школу Гелуг-па. Основными его целями было гармонизировать философию учения с занятиями йогой и укреплением дисциплины среди монахов, что и было успешно сделано.
В XVII веке благодаря этой школе буддизм распространился в Монголию. Вскоре в Тибете и Монголии благодаря традиции тулку воплотилось большинство самых уважаемых буддийских святых и выдающихся проповедников буддизма.
В традиции тулку гелугпинцы нашли выход для получения государственной власти, так как наследовать её было нельзя, выборность там тоже отсутствовала, кроме того, духовные лица соблюдали целибат.
Заключение
Вторжение Китая в Тибет в середине XX века закончил историю традиционного Тибета, и началась история тибетской диаспоры в изгнании.
Друзья, на этом прощаемся с вами. Рекомендуйте эту статью к прочтению в социальных сетях, если она вам понравилась.