Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Если вы интересуетесь буддизмом, то наверняка заметили, что у буддийских монахов разных стран одежда не одинакового цвета. Почему у одних она оранжевая, у других – бордовая, а у третьих и вовсе белая?
Сегодня мы расскажем про цвет одежды буддийских монахов все: как она называется, с чем связана такое разнообразие цветов и в чем отличия, например, между японским монахом и тибетским ламой.
Содержание:
Название одежды
Почему цвета разные
Тхеравада
Махаяна и ваджраяна
Дзен
Заключение
Название одежды
Наступил главный момент в жизни юного буддиста – торжество по случаю посвящения в послушники. Он отрекается от мирских удовольствий, принимает строгие обеты и с этих пор становится монахом. Вместе с этим титулом ему вручается специальная одежда, довольно аскетичная, но такая почетная для него – пряча индивидуальность, она выдает в нем члена общины.
Далеко не многие знают, как называется одеяние монаха.
Такая одежда носит название «маньи» в Китае, а «кашая» – в остальном буддистском мире. В переводе с того же китайского «кашая» значит «неяркий цвет». Поэтому облачения монахов обычно неброские, и если даже цвет выбран довольно яркий, используется его приглушенный оттенок.
Кашая уникальна – она минималистична, но при этом сделана так, чтобы ее обладатель чувствовал себя комфортно. Она одевается в три слоя:
- нижняя одежда (в качестве нижнего белья) – антарваса;
- верхняя – уттарасанга;
- внешняя (накидка) – самгхати.
Почему цвета разные
Раньше одежда составлялась из тряпок, а в качестве красителя использовалась органика: земля, растения, древесина. Современные технологии вносят свои коррективы, и сейчас разрешается использовать синтетические ткани, ненатуральные краски и даже носить привычное нам белье. Однако цвет кашаи остается традиционным.
Общепризнанный цвет буддизма – оранжевый. Он несет в себе отречение от порочных качеств: страсти, желания, гнева, зависти, злости. В свое время его надел на себя сам Учитель Шакьямуни.
Сегодняшний выбор цвета обусловлен исторически и географически. Все очень просто: одежда была такого цвета, какой мог придать ей органический недорогой краситель в непосредственной близости от храма. Естественно, в зависимости от местности цвет менялся, а впоследствии он закрепился за каждой территорией, монастырем или целой школой буддизма.
Тхеравада
Традиция тхеравады простирается на территории Мьянмы, Таиланда, Шри-Ланки. Расцветки здесь многообразны – от оранжевого, желтого и горчичного до коричневого и бордового.
В Мьянме больше всего распространен бордовый цвет, который иногда достигает баклажанного тона. Считается, что это означает смирение и готовность полностью отдаться вере.
Таиланд чаще всего пестрит желтым и оранжевым, которые несут в себе хорошую энергию и символизируют полную покорность Будде.
Наблюдается такая закономерность, что монахи в поселениях – деревнях, селах, городах – чаще всего облачены в кашаи желтого и оранжевого цвета, а послушники лесных монастырей – в цвета темнее.
Махаяна и ваджраяна
Буддийская философия махаянского толка имеет широкую географию: от границ Индии до российских республик – Бурятии, Калмыкии – захватывая Тибет и Монголию. Здесь используются практически те же цвета, что и в махаяне – от контрастного оранжевого до темного коричневого.
Выбор тибетских лам – бордовый, который, впрочем, может варьироваться от красноватого до шоколадного. Нередко можно увидеть сочетание с ярким желтым или горчичным.
В России тоже придерживаются скромных, темных цветов.
Иногда можно встретить индийских монахов в одеяниях, сшитых из белой материи. Это не имеет ничего общего с трауром, как обычно принято в Индии – применительно к буддизму это символ матери, очищения, света, благих мыслей.
Дзен
Дзен, а точнее Сото-дзен, охватил дальневосточный регион – китайские, корейские, японские земли.
Китайские монахи предпочитают темный: черный, коричневый, серый – что говорит о готовности свято чтить все традиции. Желтый цвет в этих широтах был сразу отвергнут, ведь он ассоциируется с властью императора.
В Японии отдают предпочтение черному, особенно в тандеме с белым. А корейские послушники облачены в серый верх с бордовой накидкой – признак самоотверженного послушания и рьяного служения.
Заключение
Интересно, как буддийское учение, перетекая из одного течения в другое, видоизменялось, вбирало в себя новые веяния реальности, синтезировалось с другими идеями, и в каждой стране приобретало свой оттенок. Разными красками оно заиграло и в такой, казалось бы, мелочи – цвете монашеской кашаи.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Будем благодарны, если вы порекомендуете статью в социальных сетях!
До новых встреч!