Мара в буддизме — кто он и какова его роль?

перед уходом в нирвану

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Буддийское учение изобилует различными персонажами – это и будды, и бодхисаттвы, и божества, и даже демоны. Сегодня мы хотим рассказать вам о том, кто такой Мара в буддизме. Из статьи ниже вы узнаете, что значит его имя, какое отношение он имеет к Будде и какую роль играет в буддийском учении в целом.

Содержание:
Кто такой Мара
Мара и Будда
Шестое небо
Типы
Мритью
Клеша
Дхьяна
Девапутра
Взгляд Калачакры
Мара в нашей жизни
Заключение

Кто такой Мара

В переводе с санскрита его имя имеет несколько значений:

  • разрушение;
  • убийство;
  • смерть;
  • препятствие;
  • дух;
  • несущий погибель.

Образ Мары прослеживается во многих культурах и олицетворяет собой зло, искушение, страхи. Легенды некоторых народов гласят, что он приходит к людям во сне, когда те беззащитны, забирается к ним на живот и начинает пугать, навевать страх, провоцировать удушье, а то и вовсе накликать смертельные болезни.

В русской мифологии Мара представляется страшной старухой с длинными запутанными космами и колдовскими способностями.

В буддизме Мара – демон, символизирующий зло и любые негативные проявления человеческой сущности: ложь, гордость, переменчивость. Также он считается олицетворением смерти, а точнее – целой череды смертей и перерождений, то есть сансары.

божество в буддизме

Мара неизбежно попадается на пути человека, который решил идти духовным путем, и возводит препятствия в виде искушений. Его техники могут быть разными: например, он может выдавать плохое за хорошее или показывать прелести мирской жизни с ее удовольствиями и удовлетворением желаний. Тем самым демон отвлекает буддистов от главных целей – перерождения в высших мирах, пробуждения и обретения свободы от оков сансары.

Мару нередко называют «Намучи», что переводится как «тот, который не освобождает». Значит, Мара – антоним слову «освободитель».

Если сравнивать Мару с аналогичными представителями других религиозных течений, на ум сразу приходит сатана. Однако не стоит их отождествлять – если сатана, тоже являясь воплощением зла, стоит во главе ада, то Мара занимает относительно скромную позицию – управляет «шестым небом», где обитают боги.

С другой стороны, последователи дхармы убеждены, что Мара управляет любым непросветленным умом – стало быть, он везде. Он проявляется в каждой буддистской скандхе: форме, ощущениях, восприятии, воле, разуме. Не изучено лишь, существует ли Мара в состоянии нирваны.

Будда

Влияние Мары для каждого направления мысли и для отдельного буддиста в частности разное:

  • абхидхарма ставит демона на верхнюю ступень сферы чувств;
  • в раннем буддизме он рассматривался всего лишь как небольшая досада, преграда на пути дхармы;
  • легенды, которые повествуют о встрече Будды Шакьямуни с демоном, последнего окрашивают тенью иронии;
  • некоторые течения сравнивают Мару с Ямой – повелителем адских миров.

«Он многолик» характеризуют в буддизме Мару, указывая на то, что он вобрал в себя всю совокупность отрицательных черт и эмоций, мешающих просветлению.

Какие бы угрозы и препятствия Мара ни чинил на духовном пути, он может быть страшен человеку только до тех пор, пока сам человек это дозволяет.

Мара и Будда

Даже Будду Шакьямуни – основоположника целого учения – Мара долго преследовал на  духовной тропе. Подтверждение этому можно найти в иконографии, живописи и священных текстах.

Так, например, на некоторых иконах и тханках можно увидеть Будду, сложившего руки в мудре «бхумиспарша» – это символ победы учителя над Марой. Еще в древнем Китае, приблизительно в 10 столетии, была создана картина, которая называется «Мара испытывает Будду». Она выполнена на шелковой ткани высотой больше 140 см и шириной около 110 см, и сейчас картина представляет высокую ценность в мировой культуре.

картина
Мара испытывает Будду. Неизвестный художник.

Палийский канон содержит «Падхана сутту», где подробно рассказывается о борьбе Учителя с демоном. Когда Будда только ищет свой путь и практикует аскезу, Мара замечает, какой он худой, и предлагает ему остаться в мирской жизни, не прекращая творить благие дела. Прикрываясь хорошими намерениями, тем самым Мара хочет оставить мир без просветленного учителя, но ему этого не удается.

Всю жизнь демон преследовал Шакьямуни. Сначала, когда Будда медитировал под деревом бодхи, он всеми силами старался не дать достичь пробуждения. Эта ситуация известна под названием «Мара-юддха», то есть война Мары.

В войне все средства хороши – и демон готовит целую армию:

  • чувства и стремления;
  • желание есть и пить;
  • вожделение;
  • леность;
  • сомнения;
  • возбуждение;
  • страхи;
  • жажды славы, выгоды;
  • гордыня;
  • чувство собственного превосходства над другими.

Шакьямуни понимал, что для преодоления этих сил он не должен ассоциировать себя с ними.

демон

Какие только формы ни принимал демон:

  • старик;
  • брамин с осипшим голосом;
  • бедняк;
  • разрушительные стихии;
  • дикие животные.

Мара даже посылал собственных дочерей, чтобы те соблазнили Пробужденного. Имя им – Услада, Страсть и Вожделение.

Уже после Пробуждения демон уговаривал Учителя уйти в высшую нирвану – так он хотел, чтобы люди остались без учения. Мара ведал ложные истины, далекие от буддийского знания. Но каждый раз Шакьямуни узнавал в препятствиях демонические проделки и не поддавался им.

Перед паринирваной демон понял, что Будда не боится смерти и пытался доказать, что жизненный путь длинный, поэтому надо жить наслаждениями. В ответ он услышал обратное — что путь может оборваться внезапно, поэтому важно нести свет каждую секунду. Тогда Мара понял, что проиграл войну.

будда на горе

Шестое небо

Мара считается владыкой шестого неба – Паранирмитавасаварти. Это небо страстей, где обитают боги.

Сложное название состоит из нескольких санскритских корней:

  • пара – иной;
  • нирмита – созданный;
  • васа – желания;
  • варти – исполнять.

Собрав перевод слов воедино, мы понимаем, что Мара – существо, созданное для исполнения желаний других. Действительно, на шестом небе живут могущественные боги с огромными заслугами. Заслуги божеств трансформируются в исполнение любых желаний, поэтому эти небеса называют миром страстей.

будда в медитации

Мара также исполняет прихоти других существ, не только богов, но за это начинает властвовать над ними. Согласно буддийскому мировоззрению, нельзя миновать колесо сансары и попасть на небеса выше Паранирмитавасаварти, не почувствовав на себе соблазны демона.

Типы

Во многих направлениях буддизма Мара рассматривается как несколько воплощений, каждое из которых имеет свое название:

  • мритью – олицетворение смерти, круговорота сансары;
  • клеша – воплощение негативных чувств, страданий, отчаяния;
  • скандха – воплощение взаимосвязанных совокупностей, известных нам пяти скандх;
  • девапура – божье дитя, существо, рожденное богом.

Иногда также выделяют камма-мару как воплощение желаний на уровне чувств. Поздние палийские литературные труды называют кроме этого Мару, который состоит из пяти частей – панча-мару.

Что это такое? Предлагаем разобраться более подробно.

Азия

Мритью

Мритью-мара становится препятствием на пути духовности, когда приходит смерть. Ведь неясно, получится ли человеку переродиться снова в мире людей, а даже если так, то ему придется заново обучаться практикам.

С этой точки зрения Мару отождествляют с Ямой – покровителем смерти. Тантрическое учение рассматривает Яму, а значит и Мару, с трех разных уровней:

  • внешний – непосредственная гибель;
  • внутренний – беспокойство, переживания, негативные мысли, приводящие к накоплению кармы и последующему рождению в сансаре;
  • тайный – отражение тонких, еле уловимых умосостояний, которые связаны с видимостью существования и осознаванием света.

Тантра видит Шакьямуни как  Яманатаки – существо, которое побеждает Яму.

Чтобы победить мритью-мару, надо практиковать буддийское учение, стремиться к глубокой осознанности, понять пустотность, быть готовым к перерождению в других мирах – как высших, так низших, но при этом стремиться к состоянию Будды.

Тензин Гьяцо

Клеша

Клеша-мара отражает эмоции, которые беспокоят ум, и является препятствием на духовном пути. Эти эмоции выражаются по-разному:

  • гневом;
  • злобой;
  • наивностью;
  • гордостью;
  • страхом;
  • нерешительностью;
  • желаниями.

С виду привычные состояния ума мешают процессу обучения и практики дхармы и считаются злодеяниями Мары. Их надо преодолеть, работая с собственными чувствами  – тогда можно обрести духовность.

Дхьяна

Дхьяна-мара встречается в пяти совокупностях, то есть дьянах:

  • форма;
  • чувства;
  • понимание;
  • воля;
  • разум.

Демон выражается в негативном аспекте всех дхьян, которые омрачаются беспокойными эмоциями и изменчивостью явлений. Они ограничивают человеческие тело и разум и мешают постичь просветление.

мудры

Девапутра

Мара как божье дитя представляется существом, особой энергией, раскрывающей природу мира в ее множественных проявлениях. Считается, что буддийский девапутра-мара истоками связан с ведическим Камой, который был сыном Кришны и хотел помешать Шиве.

Девапутра страшен тем, что олицетворяет небуддийские воззрения, которые уходят в крайности и потому не могут считаться истинными. Называют 62 такие ложные истины. Будда Майтрейя же называет больше сорока ошибок, встающих на пути мудрости будд.

Взгляд Калачакры

Калачакра дает немного иные определения воплощениям Мары:

  • дхьяна – телесное омрачение;
  • клеша – речевое омрачение;
  • мритью – умственное омрачение;
  • девапутра – омрачение на уровне состояния блаженства.

символика

Мара в нашей жизни

В современном мире Мара не успокаивается и повсюду расставляет свои капканы. Это выражается в негативных эмоциях людей и ситуациях, их порождающих, например, в страхе терроризма, болезней, непредвиденных ситуаций.

Особенно его влияние ощущают люди, которые  только-только встают на тропу духовности. Они сталкиваются с мешающими чувствами:

  • непонимание и неприятие – друзей, семьи в связи с новыми установками и ценностями;
  • сомнения – в выборе учителя и самого учения;
  • страх – одиночества, неудачи;
  • соблазняющие желания – вернуться в былую жизнь, к привычным удовольствиям.

Мара для этого готовит обычные уловки, которые упираются в старый образ жизни. Например, когда человек решает уйти с нелюбимой работы, чтобы заняться деятельностью, приносящей пользу человечеству, у него может возникнуть соблазн остаться в виде повышения в должности и премии – это и есть проделки Мары с точки зрения буддизма.

традиционная медитация

Такие ситуации являются отличной проверкой, насколько твердо практик стоит на ногах и движется в направлении истины. Лишь люди, полностью отбросившие невежество, могут преодолеть препятствия демона.

Подводя итог, хочется сказать, что Мара – не последняя фигура в буддийской философии. Он стоит во главе шестых небес – мира страстей, где обитают боги и получают исполнение желаний. Тот, кто хочет достичь главной цели – Просветления и освобождения – непременно столкнется с проделками дьявола Мары.

Он может быть в разных ипостасях: как смерть, как омраченные чувства, как воплощение совокупностей и как дитя бога. Однако, поборов демона, можно приблизиться к заветной цели и вырваться из колеса сансары.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, статья оказалась полезной, и вы узнали сегодня что-то новое для себя. Не забудьте поделиться новыми знаниями с друзьями!

И присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 1
  1. Олег

    Мара ещё животное есть такое

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.