Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
В буддизме, а точнее, в школах Махаяны и Ваджраяны — двух из трех главных направлений мысли — очень почитаются божества, будды, бодхисаттвы. Они многочисленны и их них выстраиваются разветвленный пантеон.
Образы божеств воплощаются на тханках, в скульптурах, в статуэтках, иллюстрациях к священным текстам. У каждого свой символ, значение и индивидуальный внешний облик: например, они сидят в определенной позе, имеют определенное количество рук, держат соответствующие атрибуты.
Им поклоняются, делают подношения, на них медитируют.
Порой сложно разобраться в этом многообразии божественных существ. Сегодня мы постараемся привнести каплю ясности в океан тайн буддийской мудрости. Статья ниже расскажет об одном из божеств — вы узнаете о том, кто такой Ваджрадхара будда.
Также мы вместе узнаем о его особенностях, о том, что он символизирует, в каком направлении буддизма почитается, как изображается, и какая священная мантра ему соответствует.
Кто это?
Чтобы понять, кто такой Ваджрадхара будда, стоит обратиться к этимологии его имени. Оно имеет санскритские истоки и состоит из двух корней:
- ваджра — в дословном переводе означает «молния»;
- дхара — переводится как «держатель».
Получается, что Ваджрадхара в общем смысле можно понять как «держатель ваджры». Ваджра, символизируя молнию или скипетр, при этом несет в себе косвенный смысл. Она представляет собой пустоту, настоящее ее понимание и постижение, а значит устойчивость, несокрушимость — потому что пустота сама по себе нерушима. Дхара, или держатель, предполагает, что Будда достиг абсолютного осознания пустоты.
Ваджрадхара в истинном понимании является символом просветления, пониманием сути этого состояния. Божество несет в себе сочетание пустоты и осознанности. Состояние Ваджрадхары будды часто описывают как «неотделимость мудрости и сострадания».
Ваджрадхара в направлениях буддизма
Ваджрадхара будда очень почитается в нескольких школах буддийской философии: Ваджраяне, тантрических учениях, старых и новых школах тибетского направления.
Ваджраянское направление считает его первоначальным Буддой, олицетворяющим предельную простоту — Дхармакаю. Ему приписывают изложение всех главных учений тантры. С этой же точки зрения его воплощением являются основные тантрические идамы — образы Просветленных:
- Шри Хеваджра;
- Гухбясамаджа;
- Чакрасамвара.
Калачакра-тантра гласит, что Ваджрадхара постигает не просто высшую пустоту, а также высшее блаженство. Он осознает, что все: звуки, предметы, запахи, фигуры, вкусы, тактильные ощущения — объединены проявленностью и пустотой.
Ваджрадхара считается буддой 6-го порядка и связан с определенными способами и методами объяснения доктрины тантры.
К методам «великого символа» относятся:
- Буквальное понимание, основой которого является значение символов и мантр.
- Общее понимание.
- Скрытый смысл — непрямое объяснение с помощью намеков, отвлеченных образов.
- Предельное понимание.
Также выделяют 6 способов разъяснения тантрического учения, связанного с Ваджрадхарой буддой:
- Со скрытым намерением.
- Без скрытого намерения.
- С видимым значением.
- С предельным значением.
- С буквальным толкованием этимологии.
- С небуквальным толкованием.
Эти методы и способы позволяют наиболее полно понять учения тантры, которые были переданы Ваджрадхарой махасиддхе Тилопе.
Именно они, в свою очередь, легли в основу школы Кагью буддийской мысли Тибета. Тибетское направление в целом считает Ваджрадхару Ади-буддой — высшим Буддой. Он олицетворяет мудрость, созерцательное спокойствие и выражается в пяти аспектах наивышей духовной мудрости — в дхьяни-буддах.
Дхъяни-будды, или, как их еще называют, будды созерцания, различаются по цветам:
- Вайрочана — белый;
- Акшобхья — синий;
- Ратнасамбхава — желтый;
- Амогхасиддхи — зеленый;
- Амитабха — красный.
В тибетской школе Ньингма, или старой школе, Ваджрадхара — воплощение будды Самантабхадры, его неиссякаемая энергия в разных проявлениях. Направление Сарма, или новая школа, рассматривает его как скрытое воплощение Будды Шакьямуни, которое объединяет в себе разные направления будд и временные периоды.
Во многих направлениях буддизма Ваджрадхаре поклоняются, делают подношения в храмах или у домашних алтарей. Нередко проводятся медитации, включающие созерцательные практики и пение особой мантры. Находясь в медитативном покое, нараспев поют: «Ом а ваджрадхара хум хум».
Как он изображается
Изображение Ваджрадхары широко используется в тханках, скульптурах, картинах. Иконография рисует его темно-синего цвета, умиротворенно сидящим в медитативной позе на раскрытом бутоне лотоса, который расположился сверху лунного и солнечного дисков.
У него две руки, сложенные на груди — это такая мудра хумкара, которая означает творение. В правой руке сжата ваджра с пятью концами — олицетворение пустотности и искусных средств, которые помогают достичь этой пустоты, или Просветления. Левая рука держит колокольчик — знак мудрости, а в некоторых интерпретациях — духовного начала женского проявления.
На лице будды три глаза и едва заметная полуулыбка. Волосы убраны в высокую прическу, а голова увенчана пятиконечной короной, обсыпанной драгоценными камнями и украшениями как проявление пяти мудростей.
Уши украшают сережки из золота. Сам он тоже усыпан украшениями и одет в одежду из шелка.
Нередко божество изображается в союзе Яб-юм.
Яб-юм — союз божеств, изображенных в супружеском любовном соитии. Они указывают на женское и мужское начало всего в тантрических учениях.
Ваджрадхари — спутница божества — обхватывает его руками за шею, а ногами — за спину. Она тоже имеет синий цвет кожи, похожие украшения, а в руках сжимает чашу с нектаром и нож с ваджрой.
Головы супругов окаймлены нежной зеленовато-красной аурой, тела излучают тепло. Вся картина наполнена светом и легким радужным сиянием.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели!
Если статья была вам интересна, поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!
И подписывайтесь на наш блог — будем постигать буддизм и восточную культуру вместе)