Ад и рай в буддизме

закон кармы в буддизме

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Многие религии мира утверждают, что после земной жизни нас ждет либо ад, либо рай. Что же отвечает нам на это буддийская философия? Есть ли ад и рай в буддизме? Именно об этом мы поговорим в нашей сегодняшней статье.

Вместе мы узнаем, как относятся буддисты к аду и раю, как они называются, в чем их особенности, а еще – чем различаются взгляды в разных направлениях буддийской мысли. Впереди много интересного!

Содержание:
Райское наслаждение и адские муки: взгляд буддизма
Ад
Рай
Рай и ад в разных школах буддийской мысли
Заключение

Райское наслаждение и адские муки: взгляд буддизма

Некоторые люди полагают, что у буддистов нет Бога, а значит – рая и ада тоже. Это суждение в корне неверно. Они существуют, а разница заключается в том, что пребывание здесь не длится вечность после смерти, как в некоторых других религиозных представлениях.

Понятия ада и рая тесно связаны с кармическими законами и сансарой – циклом перерождений. Карма говорит о причинно-следственных связях: каждое действие в настоящем, будь оно хорошим или плохим, повлечет в будущем соответствующие последствия.

круг

Все страдания или, наоборот, удовольствия – своеобразная «отработка» кармы. Это происходит и после смерти: душа, покинув тело, в зависимости от накопившейся кармы может перейти в высшие, низшие миры или остаться в мире людей.

Всего существует шесть миров сансары, которые также носят название «шесть путей страданий» или «уровни сознания». Небеса, мир полубогов и богов можно назвать раем, а многоуровневые миры злых духов, демонов, пламени и холода – эквивалент кругов ада.

Но, попав в низшие или высшие миры, связанные с уровнем сознания, души не остаются в них навсегда, они не пользуются вечным блаженством и не испытывают адские мучения вечность. Как только они исчерпали свою карму, следует новый оборот круга сансары, который может привести их на другой уровень.

При этом попадание в ад не считается чем-то катастрофическим – буддисты понимают, что это один из этапов в цикле перерождений, следствие плохих поступков, действий, мыслей. Так же и рай не кажется огромным счастьем, ведь рано или поздно воплощение в этом мире прекратится.

Абхидхарма

Пребывание в нем не позволяет совершенствоваться, заниматься медитациями, практиками Дхармы, которые ведут к главной буддийской цели – освобождению, или нирване, возможной только во время земной жизни в человеческом воплощении. 

Ад

Общепринятое название ада в буддийском учении – санскритское «нарака». Однако в разных языках он называется по-разному, хотя описание ада выглядит одинаково:

  • китайский – пиньинь;
  • паллийский – диюй;
  • японский – нараку;
  • тайский – нарок;
  • бурятский – тама.

Родиться в нараке – худшее воплощение души. Здесь существует 8 холодных и 8 горячих кругов. Все они отличаются уровнем мучений. Страшнейший из них – горячий круг Авичи, куда попадают самые большие грешники: убийцы родителей, раскольники общины.

в буддизме

Бытует мнение, что нарака находится в глубинных водах под континентом Джамбудвипа. Она имеет форму пирамиды с усеченным концом: снизу находятся страшнейшие круги, сверху – более легкие. При этом горячие ады располагаются у сердцевины пирамиды, в то время как холодные окаймляют их.

Кроме шестнадцати известных кругов, называют также дополнительные, а также временные.

К восьми холодным кругам относятся:

  • Арбуда – тело покрывается ужасными волдырями;
  • Нирарбуда – волдыри набухают до невероятных размеров и лопаются;
  • Атата – жуткий холод пронизывает до костей;
  • Хахава – холод заставляет рыдать и стонать;
  • Хухува – от озноба стучат зубы;
  • Утпала – кожи становится синей, как цветок лотоса;
  • Падма – снежная буря накрывает тело, нанося раны, из которых сочится кровь;
  • Махападма – тело, а также внутренности растрескиваются на морозе.

на круге сансары
Круги ада на колесе сансары

Восемь горячих кругов следующие:

  • Санджива – огонь оживает, железо накаляется, начинается атака раскаленным колющим оружием;
  • Каласутра – по телу проводятся линии черного цвета, вдоль которых кожа рассекается оружиями;
  • Сангхата – огромные скалы размалывают тела;
  • Раурава – земля под ногами горит;
  • Махараурава – земля пылает огнем, а существа бьются в воплях;
  • Тапана – жертв искалывают раскаленными копьями;
  • Пратапана – тела искалывают горячим трезубцем;
  • Авичи – тела жарят на непрекращающемся огне, самый зловещий и беспощадный круг.

Каждый из горячих адов может длиться около тысячи лет.

Рай

Рай в представлении буддистов тоже нельзя назвать единым: у него есть свои «представительства» в каждой части света:

  • Сукхавати

рай в буддизме
Сукхавати — Чистая Земля Будды Амитабхи

Край счастья находится на Западе, далеко-далеко от нас. Здесь живут те, кто был рожден в лотосных бутонах – бодхисаттвы. 

В этой стране все спокойно, нет войн и нападений злых духов, не существует беспокойства. Жители очень долго наслаждаются землей, пышущей плодородием, живительной водой, дворцами, усыпанными драгоценностями.

  • Абхирати

Страна, где царят наслаждения, находится на Востоке и была создана буддой Акшобьей. Здесь также живут будды, высшие бодхисаттвы.

  • Падмасамбхава 

Одноименную страну создал волшебник Падмасамбхава в юго-западной части.

Край, в поисках которого провели долгие годы многие путешественники, располагается на Севере.

на Севере

  • Тушита

Рай на небесах, который переводится как «дарящий радость». Он  располагается на центральной горе Сумеру. Здесь обитают существа, которые свято следовали буддийскому пути, заповедям, совершенствовали себя, занимались практиками и становились бодхисаттвами. Именно здесь находится Будда будущего, пока он не снизойдет до мира людей.

Рай и ад в разных школах буддийской мысли

В общем смысле представление об адских и райских мирах во всех направлениях одинаково. Оно сходится, например, в описаниях нараки, в мысли о переходе в разные миры вследствие кармических последствий, в непостоянности нахождения на каждом уровне сознания.

Но все же в главных направлениях буддийской философии выявляются некоторые различия на тему рая и ада.

Тхеравада

Тхеравадинская ветка, которая особенно распространена на Шри-Ланке, в Таиланде, Камбодже, Лаосе, – одна из самых консервативных, даже ортодоксальных, в буддизме.

Будда в ней не божество, а человек, сумевший освободиться от страданий, постичь нирвану. А значит, и других божеств, бодхисаттв, повелителей адского и райского миров не существует. Все вокруг – сон неведения, а проснуться от него могут только те, кто достиг уровня архата.

у храма

Тот, кто живет неправильно, в следующем перерождении окажется животным, насекомым или родиться злым духом в низшем мире. Истинные архаты будут удостоены родиться в высшем мире по закону кармы, а при достаточном усилии и вовсе избавиться от всякой кармы.

Тибетский буддизм

Буддистская мысль Тибета не просто признает существование рая и ада, она часто приводит подробное их описание в священных текстах, сутрах. Тибетские представления райского и адского сказались и на других направлениях буддизма.

Во главе ада стоит божество Яма, который распоряжается душами и определяет, в какой мир они попадут дальше. Ему помогает супруга по имени Сурама, являвшаяся современникам Будды в качестве куртизанки.

божества

Главным раем считается Сукхавати во главе с Амитабхой. Плодородные земли, живительные водоемы, наслаждения и блаженство делают жизнь обитающих здесь бодхисаттв по-настоящему райской.

Дзен

Немного по-другому обстоят дела с нарака и сукхавати в дзен-буддизме. Учение считает, что все, что происходит с нами, таится внутри самого человека. В каждом покоится частичка Будды, а также собственный рай и ад.

Неправильное поведение – это не нарушение определенных правил, предписанных сангхой, а решение пойти против себя, искажение собственной природы. Именно это создает внутренний ад, от которого существо будет страдать.

Напротив же, следование собственной природе, понимание сознания, внутреннее созерцание позволит обрести рай на Земле.

статуя Будды из камня

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Желаем вам мира и гармонии в душе.

Поддержите блог — поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях, и будем искать истину вместе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.