Далай-лама XIII — история жизни тибетского лидера

в зрелые годы

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Главным лицом тибетского буддизма смело можно назвать Далай-ламу. Считается, что на протяжении многих столетий в нем каждый раз перерождается Авалокитешвара – важное в буддийском пантеоне божество.

Один лама неизменно сменяет другого. Мы с вами прекрасно знаем нынешнего Далай-ламу XIV Тэнзина Гьяцо – этого добродушного улыбающегося старичка в круглых очках и красном монашеском одеянии. Но человек, предшествовавший ему – Далай-лама XIII Нагван Лопсан Тхуптэн Гьяцо – был не менее выдающимся тибетским деятелем, хотя нам известно о нем совсем немного.

в резиденции
Далай-лама XIII Тхуптэ́н Гьяцо́ (27.05.1876-17.12.1933)

Пришла пора исправить эту ситуацию – предлагаем познакомиться с Тринадцатым Далай-ламой поближе. Сегодня мы расскажем удивительную биографию Его Святейшества: поведаем о детстве, обучении, воцарении на трон, раскроем его как личность, преданного монаха и политического деятеля.

Вместе мы узнаем о вкладе Тхуптена Гьяцо в мировую историю, а в конце познакомимся с его знаменитым высказыванием, которое стало пророческим.

Содержание:
Детские годы и становление ламой
Деятельность миротворца и политика
Наследие
Вместо послесловия
Заключение

Детские годы и становление ламой

Будущий Далай-лама появился на свет 27 мая 1876 года в восточной части Тибета в местечке под названием Лангдун вблизи деревни Дагпо. По признанию многих, это было живописное место: расположившись недалеко от района Царитра, оно лежало у подножия известной горы Шэнти, которая по форме так похожа на слона в величественной позе.

Родители мальчика были из благородного сословия. Отца звали Кюнга Ринчен, а маму – Лопсан Дрёльма. День, когда у них родился сын, был благоприятным и ясным, а вокруг разом распустились цветы – это было добрым предзнаменованием.

в восточной части
Восточный Тибет

За год до рождения ребенка покинул этот мир Далай-лама XII Тринлэй Гьяцо, а у власти стояли Панчен-лама Тэнпе Ванчук и правитель-регент Тацак Джедрун. Следуя традициям, спустя некоторое время после захоронения учителя, они вместе с советом избранных лам направились на поиски его нового воплощения. Когда совет нашел двухлетнего Нагвана Лопсана и провел несколько испытаний, ни у кого не оставалось сомнений, что перед ними перерожденный Далай-лама.

Так в 1888 году малыша увезли из родного дома во дворец Потал в Лхасе. Пройдя некоторые обряды, например поднесение пучка волос к голове, он получил имя Тхуптен Гьяцо.

Годом позже в особый день мальчика возвели на золотой трон. Торжество сопровождалось вручением предметов, полагающихся главному ламе: драгоценной печати, позолоченных бумаг.

С тех пор Тхуптен принял монашеские обеты начального уровня, перешел к учебе, а его наставниками стали Панчен-лама и действующий регент Тацак Джедрун, который должен был править до того момента, когда мальчик закончит обучение и сможет стать преемником власти.

Но этого не случилось – спустя двенадцать лет правления, в 1886 году, Тацак Джедрун умирает, а его место занимает Дэмо Хутухту. В это время Тибет переживает не самые спокойные времена – назревает конфликт с Великобританией, спустя два года английская армия достигает границ Тибета, но в 1889 году обеими сторонами заключается мировой договор.

Тхуптэн Гьяцо, продолжая обучение, посетил святейшие монастыри Сера и Дрепунг, показал огромные успехи и блистал знаниями. Он участвовал в дебатах, так распространенных среди обучающихся монахов, показывал овладение искусством логики, а главное – постиг философские аспекты всех главных традиций тибетского буддизма: школ Сакья, Кагью, Гелуг, Ньингма.

в молодости

В 1895 году двадцатилетний юноша завершил обучение, стал монахом и принял все обеты. Дэмо, правивший тогда, ушел в отставку. Был устроен праздник в честь Далай-ламы XIII, ему была вручена серебряная печать – Его Святейшество стал полноценным правителем земли Тибета.

Деятельность миротворца и политика

Верховный лама вел осторожную, но выверенную внешнюю политику и сделал многое для улучшения жизни людей внутри страны. За свои заслуги Далай-лама стал известен как искусный политик, дипломат от рождения и освободитель.

Тибет того времени был задействован в «Большую игру» на рубеже XIX-XX веков, затеянную Великобританией, Россией, Китаем (под властью династии Цинь) и отчасти Японией. В 1904 войска Британии снова осадили «страну снегов» – именно так неофициально называю Тибет – и правитель искал прибежища в странах-союзниках.

Ему была ближе российская сторона, тот переселился в монгольский столичный город, надеясь потом переселиться в Российскую Империю. В Монголии он тесно общался с исследователем земель П. Козловым, российскими учеными, занимавшимися изучением Востока, А. Доржиевым, которые помогали добиться переговоров с русским правительством.

в России
Далай-лама XIII в Российской империи. 1910 г.

Однако правительство отказало в просьбе, опасаясь ослабления собственного влияния, ухудшения взаимоотношений с Китаем, отдаления от Великобритании и помня неутешительные результаты войны с японцами .

Несмотря на неудачные переговоры с Россией, сами по себе решительные действия тибетского главы показал китайцам и британцам, что он готов к внешнеполитической независимости и самостоятельности.

Позднее Тхуптен Гьяцо неоднократно посещал Китай, а также собирался наведаться с визитом в Японию, но эта поездка в последний момент отменилась. В ходе одной из встреч с представителями китайского правительства ему разрешили вернуться в Тибет. Однако это продолжалось недолго – из-за угрозы со стороны Китайских войск Его Святейшество перебрался в индийскую колонию английского дворца.

Все изменилось в начале 1913-го: в Цинской Империи произошла Синьхайская революция. Благодаря ей Его Святейшеству удалось снова сделать тибетскую землю независимой и вернуть ей суверенитет. Это событие стало невероятно значимым в тибетской истории, а Его Святейшество сделало выдающимся дипломатом.

в Урге

Затем он захотел соединить воедино свой народ и выдвинул концепцию «Большого Тибета». Она предполагала объединение всех земель, на которых проживали тибетцы. Тибетский правитель перешел к внутренней политике. Он сделал многое для улучшения жизни внутри страны и ее населения:

  • укрепил дисциплину в духовных кругах: строго запретил для монахов табак, опиум, алкоголь, игры;
  • увеличил число государственных чиновников, дабы не сосредотачивать большую часть власти среди монашества;
  • заставил «государственных мужей» облачиться в тибетскую одежду;
  • издал антикоррупционное законодательство;
  • создал полицию;
  • упорядочил транспортный налог;
  • снизил проценты по займам;
  • модернизировал армию Тибета, используя консультации специалистов из России, Японии, Англии;
  • ввел использование телеграфа, электричества и автомобилей;
  • начал печатать купюры, марки.

Несомненно, при Далай-ламе XIII Тибетское государство перешло на новую ступень своего развития.

Наследие

Вклад Тхуптена Гьяцо в историю тибетского народа, да что там – всего мира – был огромным. Но, несмотря на наступление добрых времен на тибетской земле, правитель видел будущее. За год до смерти он произнес слова, которые стали завещанием, даже предостережением для потомков:

«Очень скоро в этой стране (с гармоничным сочетанием религии и политики) случатся предательские действия, как снаружи, так и изнутри. В это время, если мы не отважимся защищать нашу территорию, наши духовные личности, включая Победоносных Отца и Сына (Далай-лама и Панчен-лама), могут быть уничтожены без следа, собственность и власть наших Лакангов (резиденций перевоплощённых лам) и монахи могут быть отобраны.

Кроме того, наша политическая система, разработанная Тремя Великими Владыками Дхармы, исчезнет без остатка. Собственность всех людей, высоких и низких, будет отобрана, а людей заставят стать рабами. Все живые существа должны будут влачить бесконечные дни страданий и будут пронизаны страхом. Такое время грядет».

в последний год жизни
Далай-Лама XIII. 1933 г.

57-летний лама умер в конце 1933-го. Причиной смерти называют болезнь, похожую на простуду, вследствие чего учитель «явил засыпание мысли в сфере покоя».

Вместо послесловия

В 1909-м Тхуптен Гьяцо путешествовал по святыням. Одно уединенное местечко – деревушка под названием Такцер – показалось ему настолько прекрасным, и, не в силах удержаться, он высказал своему окружению, что хочет снова оказаться здесь.

В 1935-м, когда правителя уже два года не было в живых, в этой деревне родился мальчик, которого назвали Лхамо Тхондул. Он стал следующим Верховным ламой, 14-м по счету, – тем ламой, которого мы так хорошо знаем.

ребенок
Далай-лама XIV Тензин Гьяцо

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам понравилась история непростого жизненного пути такого необычного человека.

Спасибо за то, что поддерживаете нас и делитесь ссылками на статьи в социальных сетях. Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на наш сайт, и будем искать истину вместе!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.