Праджня в буддизме — что это?
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Сегодня мы рассмотрим довольно сложную для неподготовленного человека тему о мудрости в буддийском учении. Итак, праджня в буддизме – что это?
Содержание:
Определение
Понимание термина в разных направлениях буддизма
Праджняпарамита
Символы
Два вида знаний
Заключение
Определение
«Праджня» означает самую высокую форму мудрости, которая является трансцендентальной и просветлённой. Она характеризуется тем, что в ней нет ни признаков, ни качеств.
К ней нельзя прийти путём аналитических размышлений, постижение праджни приходит с интуитивным осознанием.
Понимание термина в разных направлениях буддизма
В ранних буддийских школах праджней считали понимание на уровне интуиции четырёх благородных истин:
- Вся жизнь человека есть страдание: рождение, болезни, старение, смерть.
- Главная причина страданий – необузданное желание.
- Страдания можно прекратить, достигнув нирваны.
- Ведёт к ней благородный восьмеричный путь.
В понятие «праджни» входило и осознание причинно-следственного устройства мира и два из восьми положений восьмеричного пути:
Правильное понимание – это видение реальности в истинном свете, а правильное мышление – это принятие учения, Дхармы.
В Тхераваде под праджней понимается умение отождествлять дхармы – элементарные неделимые части бытия.
В Махаяне праждня и сострадание являются двумя центральными понятиями. Этот вид мудрости – это восприятие «таковости» реальности, то есть умение видеть явления в их истинном свете, как они есть, а не такими, как представляются.
Праджняпарамита
В школах махаяны существует понятие праджня-парамиты, которая переводится как «запредельная мудрость» и концепция которой включает в себя:
- учение о дхармах;
- понятие пустоты (шуньяты);
- представления об иллюзорности реальности;
- путь бодхисаттвы.
Слово «парамита» означает «ведущий на тот берег». Имеется в виду переправление через бурный океан существования к другому берегу, где ждёт освобождение и просветление.
Всего бодхисаттвам и буддам доступны шесть (в некоторых буддийских школах десять) парамит, то есть действий, которые взаимосвязаны и ведут к освобождению:
- дана
- шила
- кшанти
- вирья
- дхьяна
- праджняпарамита
Рассмотрим подробнее, что представляет собой каждое освобождающее действие.
Дана – это щедрость. Она может проявляться на материальном уровне, но самое лучшее её проявление – это делиться с другими знанием Дхармы, тем самым способствуя развитию в высшей мере их независимости.
Шила (этика) подразумевает ведение осмысленной жизни, которая приносит пользу и себе, и другим. Осмысленность подразумевает избежание негативных действий, связанных с телом, речью или умом.
Кшанти – терпение – позволяет не гневаться, а действовать в любой ситуации результативно, но без злости.
Вирья – это усердие. Нужно обладать трудолюбием, выполняя свои обязанности радостно, не унывая и не ленясь. Тогда продвижение к цели будет эффективным, возникнут особенные качества и откроются новые источники энергии.
Дхьяна – медитация – придаёт жизни подлинную ценность. Медитативные практики Шаматха и Випашьяна помогают дистанцироваться от беспрерывно появляющихся мыслей и чувств и сосредоточится на работе с умом, что приводит к глубокому постижению его природы.
И, наконец, праджняпарамита, мудрость, позволяет увидеть пустоту ума, то есть его открытость, ясность и безграничность. Эта мудрость не состоит из множества представлений обо всём, она основана на интуитивном понимании.
Она содержит ключ к совершенствованию в остальных освобождающих парамитах: субъект действия, его объект и само действие идентичны по природе.
Следствием шестой парамиты могут быть ещё четыре, как в учении тхреравады. В ней список дополняют методы, пожелания, сила и изначальная мудрость.
Символы
Праджню символизируют колокольчик, а также, в тантризме, женский аспект божеств, который выражает таковость реальности пассивным состоянием сознания.
Два вида знаний
Иногда праджню путают с виджняной. Оба эти понятия выражают два вида знаний в буддийской теории. Но если праджня – это полное познание, то виджняна – относительное, которое подразумевает наличие субъекта и объекта. Поэтому второе знание не может полностью удовлетворить человека.
Найти праджню можно практикуя осознавание, терпение и медитацию. Хуэйнэн, шестой патриарх дзен-буддизма рекомендовал не замутнять мыслями разум, и тогда в любом месте и в любое время праджня будет с её последователем. Подробнее об этом можно почитать в Сутре помоста, почитаемой в махаяне и чань-буддизме.
Заключение
Друзья, всего доброго! Если вам понравилась статья, рекомендуйте её к прочтению в социальных сетях.