Праджня в буддизме — что это?

Праджня в буддизме — что это?

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня мы рассмотрим довольно сложную для неподготовленного человека тему о мудрости в буддийском учении. Итак, праджня в буддизме – что это?

Содержание:
Определение
Понимание термина в разных направлениях буддизма
Праджняпарамита
Символы
Два вида знаний
Заключение

Определение

«Праджня» означает самую высокую форму мудрости, которая является трансцендентальной и просветлённой. Она характеризуется тем, что в ней нет ни признаков, ни качеств.

К ней нельзя прийти путём аналитических размышлений, постижение праджни приходит с интуитивным осознанием.

Понимание термина в разных направлениях буддизма

В ранних буддийских школах праджней считали понимание на уровне интуиции четырёх благородных истин:

  1. Вся жизнь человека есть страдание: рождение, болезни, старение, смерть.
  2. Главная причина страданий – необузданное желание.
  3. Страдания можно прекратить, достигнув нирваны.
  4. Ведёт к ней благородный восьмеричный путь.

колесо

В понятие «праджни» входило и осознание причинно-следственного устройства мира и два из восьми положений восьмеричного пути:

Правильное понимание – это видение реальности в истинном свете, а правильное мышление – это принятие учения, Дхармы.

В Тхераваде под праджней понимается умение отождествлять дхармы – элементарные неделимые части бытия. 

В Махаяне праждня и сострадание являются двумя центральными понятиями. Этот вид мудрости – это восприятие «таковости» реальности, то есть умение видеть явления в их истинном свете, как они есть, а не такими, как представляются.

Праджняпарамита

В школах махаяны существует понятие праджня-парамиты, которая переводится как «запредельная мудрость» и концепция которой включает в себя:

  • учение о  дхармах; 
  • понятие пустоты (шуньяты); 
  • представления об иллюзорности реальности;
  • путь бодхисаттвы.

Слово «парамита» означает «ведущий на тот берег». Имеется в виду переправление через бурный океан существования к другому берегу, где ждёт освобождение и просветление.

природа

Всего бодхисаттвам и буддам доступны шесть (в некоторых буддийских школах десять) парамит, то есть действий, которые взаимосвязаны и ведут к освобождению: 

  1. дана
  2. шила
  3. кшанти
  4. вирья
  5. дхьяна
  6. праджняпарамита

Рассмотрим подробнее, что представляет собой каждое освобождающее действие.

Дана – это щедрость. Она может проявляться на материальном уровне, но самое лучшее её проявление – это делиться с другими знанием Дхармы, тем самым способствуя развитию в высшей мере их независимости.

Шила (этика) подразумевает ведение осмысленной жизни, которая приносит пользу и себе, и другим. Осмысленность подразумевает избежание негативных действий, связанных с телом, речью или умом.

медитация

Кшанти – терпение – позволяет не гневаться, а действовать в любой ситуации результативно, но без злости.

Вирья – это усердие. Нужно обладать трудолюбием, выполняя свои обязанности радостно, не унывая и не ленясь. Тогда продвижение к цели будет эффективным, возникнут особенные качества и откроются новые источники энергии.

Дхьяна – медитация – придаёт жизни подлинную ценность. Медитативные практики Шаматха и Випашьяна  помогают дистанцироваться от беспрерывно появляющихся мыслей и чувств и сосредоточится на работе с умом, что приводит к глубокому постижению его природы.

И, наконец, праджняпарамита, мудрость, позволяет увидеть пустоту ума, то есть его открытость, ясность и безграничность. Эта мудрость не состоит из множества представлений обо всём, она основана на интуитивном понимании. 

Она содержит ключ к совершенствованию в остальных освобождающих парамитах: субъект действия, его объект и само действие идентичны по природе.

Следствием шестой парамиты могут быть ещё четыре, как в учении тхреравады. В ней список дополняют методы, пожелания, сила и изначальная мудрость.

Символы

Праджню символизируют колокольчик, а также, в тантризме, женский аспект божеств, который выражает  таковость реальности пассивным состоянием сознания.

монах держит колокольчик

Два вида знаний

Иногда праджню путают с виджняной. Оба эти понятия выражают два вида знаний в буддийской теории. Но если праджня – это полное познание, то виджняна – относительное, которое подразумевает наличие субъекта и объекта. Поэтому второе знание не может полностью удовлетворить человека.

Найти праджню можно практикуя осознавание, терпение и медитацию.  Хуэйнэн, шестой патриарх дзен-буддизма рекомендовал не замутнять мыслями разум, и тогда в любом месте и в любое время праджня будет с её последователем. Подробнее об этом можно почитать в Сутре помоста, почитаемой в махаяне и чань-буддизме.

Заключение

Друзья, всего доброго! Если вам понравилась статья, рекомендуйте её к прочтению в социальных сетях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.