Ело Ринпоче — биография и события жизни

Ринпоче

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня мы познакомимся поближе с буддийским Учителем, способствующим развитию буддизма в нашей стране и являющимся настоятелем духовного центра на Лысой горе, построенного в начале этого тысячелетия в столице Бурятии. Это Еше Лодой Ринпоче, один из выдающихся монахов тибетской школы Гелугпа.

Мы расскажем, как и где он учился, об основных вехах его жизненного пути, чем Еше Лодой занимается сегодня.

Детство

В 1943 году в тибетском уезде Литанг, что в провинции Сычуань в Китае, родился мальчик. Когда ему исполнилось три годика, в нём признали тулку – Ело Ринпоче в четвёртом перерождении. В Тибете эта традиция широко распространена: святые люди сознательно возрождаются в ком-то вновь и вновь, чтобы продолжать помогать людям, живущим на Земле.

в тибете

В шесть лет Еше отдали в монастырь. Его первый учитель, Адон Пунцог Ринпоче, почти ослеп от старости, его глаза были всегда прикрыты куском материи красного цвета. Он обучал мальчика правильному отношению к людям, рассказывал, с какими устремлениями следует жить, формируя таким образом его жизненную позицию.

Специальные дисциплины им не преподавались в силу малого возраста ученика. А Лобсанг Кеджуб, который был когда-то сам учеником Адона Пунцога, начал обучать малыша грамоте, задавал учить тексты на память. Порой Еше крепко доставалось от этого учителя за плохо выученную молитву или неумение справиться с заданием, но сейчас он считает, что, в конечном итоге, это оказалось ему полезным.

В 1951 году в Литанг приехал Шивалха-лхарамба, учившийся в Тибете. Он должен был возвращаться домой, в Судунтуй, который принадлежал в то время к Агинскому автономному округу в Бурятии. В связи с политической обстановкой в России он не смог вернуться и остался преподавать в Литанге.

лама
Еше Лодой Ринпоче

Еше, который за год до этого принял обет монаха, воспринял его как мудрого наставника, обучившего его многим ритуалам и давшего множество бесценных поучений. Впоследствии Еше Лодой сожалел, что недополучил от него много других глубоких знаний, и что пришлось пообщаться с Кеджубом всего три года, так как последний умер, когда мальчику было всего одиннадцать лет. В это время юный монах уже начал изучать цаннид – курс буддийской философии.

Отъезд в Лхасу

Китайское коммунистическое движение способствовало созданию очень напряжённой обстановки в стране. В тринадцатилетнем возрасте Еше пришлось уехать учиться дальше в Лхасу, так как Литанг вот-вот должна была занять Красная армия Китая. Он был отправлен с рекомендациями к Тубтену Чойки Ниме, ламе-буряту. 

Монастырь Дрепунг стал новым местом жительства юного тулку. Здесь он приступил к изучению философии с самого начала. Тубтен Ринпоче оказался спокойным, но очень строгим наставником. Он добился усвоения послушниками огромного объёма материала за несколько лет.

Дрепунг
Монастырь Дрепунг Гоманг

Затем учитель занял пост Дульва-хамбо, времени у него стало не хватать. С Еше в течение года занимался другой наставник, пока хамбо-лама не продолжил свои занятия с тулку. Всё изменил 1959 год.

Бегство

Когда в марте 1959 года китайцы начали бои в столице Тибета, Еше Лодой продолжал быть послушником самого крупного тибетского монастыря Дрепунг. Из окна ему было видно, как монахи цепочкой преодолевают Гималаи, чтобы скрыться.

Монастырь находился у горы, а чуть ниже по местности к нему уже приближались китайцы. Было принято решение уходить за горы. Группа из двух десятков монахов переоделась в мирскую одежду, некоторые даже вооружились, и началось тайное восхождение на перевал, вершины которого они достигли в сумерках.

Внизу раскинулась Лхаса, пылающая пожарами. Взрывы снарядов, стрельба из пушек и пулемётов разрывали тишину вечера. Это ужасное зрелище навсегда врезалось в память подростка.

20 век
Вид на Лхасу, фото XX-й век

Некоторые монахи предлагали укрыться в маленьком горном монастыре, неподалёку от Дрепунга, но он был в пределах досягаемости китайских артиллерийских орудий. Ни у кого из этих тибетцев не было цели эмигрировать, а обстоятельства складывались так, что приходилось идти всё дальше на запад, в южную часть Тибета. Эта труднопроходимая местность была недоступна китайцам.

Таким образом дорога привела их в Бутан. Бутанцы привечали беженцев радушно, разрешали переночевать в лучшем помещении своего дома – алтарном, давали необходимые вещи, сытно кормили. С собой также давали и рис, и топлёное масло, и мясо. 

Так, не имея никакого транспорта, монахи за месяц добрались до индийской границы, пешком преодолев Бутан. Он остался в памяти Еше, как похожий на Тибет по языку и культурным обычаям, и ещё запомнился очень душевными людьми. Возле границы беженцев встретили представители эмиграционного комитета, организованного Индией и рядом других стран ООН.

Жизнь в Индии

В Индии Еше Лодою пришлось и учиться, и работать. Целых двенадцать лет он продолжал постигать буддийские дисциплины, список которых состоял из:

  • абхидхармы,
  • праджняпарамиты,
  • праманы,
  • винаи,
  • мадхъямики.

В этот период глава всех буддистов, Далай Лама XIV, передал молодому тулку высший монашеский обет, он стал гелонгом.

и Далай лама
Еше Лодой Ринпоче и Далай-лама XIV Тензин Гьяцо

Затем он ещё три года изучал Ламрим, что на тибетском языке означает «этапы пути» и является руководством для послушников на пути к пробуждению. Обучение происходило в бенарестском буддийском университете, после окончания с отличием которого 32-летний тулку стал ачарьей – наставником молодых монахов. Глубокий смысл этого звания заложен этимологии слова: ачарья больше, чем наставник, он учит и при этом сам является образцом для подражания в том, чему учит.

Завершающим периодом обучения явилось образования в южной части страны, где возле индийского города Мунгод, штат Карнатака, был возрождён тибетскими беженцами новый монастырь Дрепунг. Ведь старый, в Лхасе, прекратил свою деятельность с приходом оккупантов. Гоман дацан (факультет) монастыря Дрепунг стал последним местом учёбы Еше Лодоя, а достопочтенный Агван Нима – его последним учителем.

ринпоче
Кенсур Ринпоче Геше Лхарамба Агван Нима (1907—1990) — видный деятель тибетского буддизма, настоятель монастыря Дрепунг с 1978 по 1980 г.

В честь Агвана Нимы Цыдыпдоржиева возведена ступа с девятью главами на его родине, в Бурятии, в Заиграевском районе, в селе Дабата. Рядом с ней открыт маленький музей с его личными вещами. Еше Лодой Ринпоче очень сожалеет, что ему так недолго пришлось проучиться у этого выдающегося ламы. 

Эти два или три года учёбы у ламы подвели итог всему многолетнему обучению Еше Лодоя Ринпоче, которым стало получение степени доктора буддийской философии – геше лхарамбы.

Затем многоуважаемый учитель получил должность в дхарамсальской Библиотеке тибетских трудов и архивов. В ней существовало два отдела, один с буддийскими книгами на иностранном языке, преимущественно английском; а второй – с тибетскими.

В тибетском отделе хранились:

  • Кангьюр и Тенгьюр;
  • трактаты тибетских выдающихся монахов;
  • исторические книги о Тибете;
  • работы, написанные литературным тибетским языком.
в Индии
Библиотека тибетских трудов и архивов. Дхарамсала, Индия

Библиотека оказывала помощь на платной основе студентам, изучающим буддизм, научным работникам и соискателям на учёную степень, работающим над диссертацией. Также здесь можно было взять курс тибетского языка. А в типографии заведения печатали с целью распространения литературу на этих двух языках: тибетском и английском.

Еше Лодой всегда с благодарностью вспоминал всех своих наставников: и тибетского, и бурятского происхождения. А своим первейшим наставником он считает Его Святейшество и других монахов из его окружения. Они передали ему главные ритуалы буддийского учения. Кроме них, он благодарен за это и руководителям всех четырёх буддийских школ Тибета: Гелугпа, Сакья, Ньингма и Кагью.

В Бурятии

Далее Ринпоче преподавал монахам в монгольских степях, а в начале девяностых Далай Лама попросил его поехать в Россию, в Бурятию. В нём, как в наставнике, нуждался Таши Чойкхорлинг, буддийский институт, который открыли в Иволгинском дацане. Благодаря Еше Лодою в списке предметов здешних студентов появилась буддийская философия.

на церемонии

В середине девяностых Еше Лодой и хамбо-лама Будаев профинансировали из личных средств поездку для учёбы нескольких монахов в Гоман дацан. Другим верующим он оказывал неоценимую помощь в виде разъяснений отдельных положений из буддийского учения, объяснял, как выполнять садханы. А они платили ему глубоким уважением за его мудрость, доброту, умение находить объяснение всему происходящему с точки зрения буддиста и точное, ясное решение любой проблемы.

Буддисты стали именовать его не иначе, как Ринпоче Багша, что значит «драгоценный учитель» по-бурятски. Многие из них, люди разного круга, хотели обучаться у него Дхарме на постоянной основе, по плану. Они просили Учителя, чтобы он открыл центр, где бы всё это можно было осуществить.

Новый духовный центр

И на пороге нового тысячелетия этот центр основали, получив благословение Далай Ламы. Местность Лысая гора была выбрана местом постройки этого монастырского комплекса. Еше Ринпоче очень помог в организации проекта один из его последователей, геше Тензин Лама.

в храме
Еше Лодой Ринпоче

Летом 2004 года дацан торжественно открыли, и была освящена статуя Золотого Будды, украшающего этот храм. Через пять лет после открытия здесь три года подряд проводились учения Далай Ламой для буддистов, говорящих на русском языке. Это было беспрецедентное событие для буддистов России.

С весны 2010 года в храме регулярно проводится молебен Соджонг, что раньше невозможно было осуществить из-за недостаточного количества монахов со степенью гелонгов. Ринпоче неустанно пёкся об их образовании, и о том, чтобы в центре ежегодно проводились летние учения для желающих. Он проводит учения не только в нашей стране, но и за границей.

учения

Авторству Еше Лодоя принадлежат многочисленные статьи и публикации, с которыми можно ознакомиться на сайте храма, а также объёмные труды, среди которых наиважнейшим является «Краткое объяснение сущности Ламрима». 

Заключение

На этом, друзья, прощаемся с вами. Подписывайтесь на блог, делитесь статьёй в социальных сетях, если она вам понравилась.

До встречи!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.