Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Эти вопросы волновали людей еще тысячи лет назад и не перестают волновать сейчас: что ждет душу после смерти? Существует ли переселение душ? Если да, то как оно происходит?
Итак, тема нашего сегодняшнего разговора будет непростой, но очень интересной — мы поговорим о том, что такое реинкарнация души и попытаемся немного приблизиться к тому, чтобы разгадать вечные загадки человечества.
Также мы узнаем, как смотрит буддизм на феномен реинкарнации, каким образом она происходит, и что об этом говорят главные направления буддийской мысли.
Содержание:
Что это такое
Наверное, каждый, кто провожал близкого человека в последний путь, втайне мечтал снова встретиться с ним, пусть даже уже и не на земле. Тем временем многие мыслители разных времен были уверены, что душа усопшего в скором времени переселится в новое тело, поэтому в теории встреча с близким более чем реальна.
Реинкарнация – именно так называют феноменальное явление перевоплощения души. Слово «реинкарнация» латинского происхождения, буквально означает «заново воплотившийся». Древнегреческий вариант понятия – метемпсихоз.
Получается, что умирает только тело, а душа бессмертна. Такие идеи возникали еще у эскимосов, евреев, индейцев родом из Северной Америки. Они считали, что в новорожденном живет душа его дедушки или другого старшего умершего родственника.
О перерождении всерьез задумывались мыслители Древней Греции: Пифагор, Сократ, Платон. Основополагающей идея реинкарнации стала в джайнистской, сикхистской, а главное – в буддийской и индуистской философии.
Буддизм при этом по-своему отвечает на вопрос, зачем нужна реинкарнация. Согласно Дхарме, вся наша жизнь, наполненная желаниями, страстями – страдание. Единственный способ избавиться от страданий – пробудиться, выйти из Колеса Сансары, которое представляет собой цикл постоянных перерождений.
Однако прервать череду смертей и рождений нельзя за одну жизнь, на это могут потребоваться столетия или даже тысячелетия. Проявляясь каждый раз в разных ипостасях, душа должна стремиться к хорошим поступкам, чистым мыслям, медитациям, успокоению ума – это завещал Будда. Такие поступки приближают верующего к нирване.
Как перерождается душа
Все чувства, мысли, ощущения человека – это тонкое тело духа. Когда человек погибает, фактически умирает только его физическая оболочка, а разум, мечтания остаются на уровне тонкого тела, которое позже переселится в новую физическую оболочку. Через сколько времени – учение об этом умалчивает.
Зато известно, что происходит при реинкарнации:
- смерть физического тела;
- переселение души;
- рождение в другом теле.
Согласно буддизму, а именно учению абхидхармы, существует 6 миров сансары, где обитают:
- адские создания – нарака;
- духи, снедаемые голодом – преты;
- животные;
- люди;
- полубоги – асуры;
- небожители, боги – дэва.
А это значит, что душа может воплотиться в одном из шести созданий. На то, кем она родится в очередном воплощении, влияет закон кармы – закон причинно-следственной связи. Он гласит, что положительные поступки, мысли влекут за собой благоприятные последствия, а отрицательные действия – плохие последствия.
На более глобальном уровне этот закон можно понимать так: за благие дела душа воплотится в высших мирах: существо станет человеком, асуром или даже дэвой, за плохие – в низших, а значит оно попадет в обитель животных, претов или адских созданий.
В низших мирах душа будет страдать, отрабатывая карму, чтобы потом переродиться на высшей ступени.
Что любопытно, уровень человека можно считать самым благоприятным, потому что только в мире людей можно освободиться, постигнув состояния бодхи. Даже будучи асуром или дэвой, сделать этого нельзя.
Это объясняется двумя причинами:
- Именно человек склонен к мышлению и критическому мировосприятию.
- Только человек может постичь суть Дхармы.
Реинкарнация в основных направлениях буддизма
Нет единогласного утверждения, как же относится буддийская традиция и сам Учитель к понятию реинкарнации. Бытует мнение, что Будда утверждал, будто неважно, существует ли она, верит ли в нее последователь Учения, а что действительно важно — так это оставлять ум чистым, гибким, благородным.
Два крупных течения буддистской мысли по-разному смотрят на процесс перерождения и вообще факт его существования. Попробуем разобраться в тонкостях.
Тхеравада
В начале небольшое пояснение — индуизм оперирует понятием «атман», которое означает «душа», «Я», живущее вечно. Южная ветвь буддизма приняла кардинально противоположную позицию: мирские создания не имеют души – «анатман». Если нет души, то нечему перевоплощаться.
Тхеравада неоднозначно высказывается на этот счет. Она утверждает: то, что многие привыкли называть тонким телом, на самом деле система элементов:
- материальная оболочка;
- ощущения;
- чувственное восприятие;
- побуждения, мотивы;
- сознание.
Когда живое существо погибает, эти элементы распадаются. Но это не значит полную смерть, небытие. Какая-то субстанция их поглощает, а позже воплощается в другом теле, тем самым вновь соединив элементы.
Получается, Тхеравада не отрицает реинкарнацию полностью, а скорее видит в ней новую веху развития элементов тонкого тела, новую жизнь. Такой процесс иногда называют «карма пяти элементов».
Махаяна
Течение Махаяны полностью признает процесс перерождений в классическом его понимании. Яркий тому пример – тибетский Далай-Лама. После смерти духовного лидера совет лам отправляется на поиски мальчика, в котором воплотился дух Далай-Ламы.
И действительно находит. Учитель, возродившись в новом теле, чувствует свои личные вещи и безошибочно выбирает их среди других предметов, которые ламы кладут перед ним в качестве испытания.
Махаяна считает, что на пути к пробуждению мешают три вещи:
- неведение;
- привязанности;
- отвращение.
Достижение нирваны невозможно без победы над этими ошибками. Но если духу это удалось, он возносится над шестью мирами и получает вечное освобождение.
Заключение
К сожалению, в формате одной статьи сложно рассмотреть подробно такой непростой вопрос, как перерождение, но мы обязательно еще вернемся к нему позже. Будем считать, что сегодня положено только начало.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели!
Подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые познавательные статьи про буддизм и восточную культуру себе на почту!
До новых встреч!