Амогхасиддхи — кто это в Ваджраяне

панорама

Здравствуйте, уважаемые читатели! Ваджраяна, являющаяся тантрическим ответвлением Махаяны и отличающаяся от неё лишь методами достижения просветления, почитает своих божеств, которые отсутствуют в других буддийских направлениях. Сегодня вы узнаете, кто такой Амогхасиддхи в пантеоне божественных сущностей.

Перевод этого имени с санскрита трактуется по-разному:

  • безошибочно, успешно или верно достигающий цели;
  • непогрешимо преуспевший;
  • мощно побеждающий;
  • доводящий важное до логического завершения;
  • обладающий силой,
  • не терпящей поражений и пр.

Этот Будда (в Тибете его называют Дондруб) является центральной фигурой семейства Карма («деяние») или, по-другому, Самайя («обет, преданность замыслу») – одной из пяти семей Будд, принятых в Ваджраяне. Глав пяти семейств ещё называют Татхагаты или Дхьяни-Будды.

будды
Дхьяни-Будды

Они ассоциируются с пятью видами мудрости, которых можно достичь на пути к пробуждению, трансформировав препятствующие их достижению эмоции:

  • ярость – в зерцалоподобную мудрость;  
  • гордыню – в мудрость равности;
  • страсть – в различающую мудрость;
  • зависть (ревность) во всесовершающую мудрость, с которой связывают героя нашего рассказа;
  • неведение – в интуитивную мудрость.

Содержание:
Иконография
Медитации
Люди типа Карма
Заключение

Иконография

Часто на буддийских иконах можно увидеть божество с несколькими головами и парами рук, украшенное устрашающими атрибутами типа черепов, иногда обнимающее свою высшую мудрость в женском образе супруги (праджню).

Такие изображения свойственны именно иконам ваджраяны, и они имеют религиозный подтекст. Это буддийское направление использовало внешний вид и очертания объектов ранних верований, преобразовав древних духов в аллегорический образ разнообразных состояний нашей психики.

На иконах в виде мандалы Дондруб занимает северное положение, ему отводится одна четвёртая часть изображения. Иногда он восседает на гаруде – огромной птице. Она является символом гималайских пиков, а также связана с бонским преданием о тибетском «орле с рогами». 

и Тара
Амогхасиддхи с супругой Тарой

Дондруб с супругой Тарой изображается зелёного цвета. Кроме этого, в семейство входят богини:

  • Вишвапани,
  • Махамаюри,
  • Кхадиравани Тара,
  • Парнашабари,
  • Сита Тара,
  • Арья Тара.

Этот Татхагата реализует на практике замысел будд по избавлению живущих на Земле от мучений сансары путём достижения их просветления. В руках у него может быть либо меч, как символ энергичной активности и всесокрушающей мощи; либо две ваджры, сложенные в виде креста, обозначающие, что просветление универсально и распространяется во всех четырёх направлениях света.

На других изображениях Амогхасиддхи сидит, выставив правую ладонь вперёд в абхая мудре – жесте, символизирующем бесстрашие, защиту от опасности. Это движение использовал и Будда Шакьямуни, с полной уверенностью, что победит, когда отражал нападки Мары. 

абхая мудра

Супруга Дондруба Самаятара («освободительница») в иконографии изображается одноликой. Обычно она обхватывает его ногами за талию, а руки обвивает вокруг шеи. Она может держать левой рукой капалу (чашу, сделанную из верхней части черепа), в которой налит амрита – живительный напиток бессмертия, а другой – дигуг, нож, которым можно отсечь неведение, изогнутый в виде полумесяца.

Гневной формой Дондруба выступает Ваджракилая. У него три пары рук. Он является одним из наиболее известных защитников тибетских направлений Ньингма, Кагью и Сакья. У Ваджракилаи левая голова красного цвета, средняя вместе с телом – синяя, а правая – белая. 

На каждой из голов на лбу вертикально расположился третий глаз – мудрости. Корона, на которой пять черепов, не прижимает его вздыбленные огненные волосы. Одна пара рук на уровне груди удерживает кинжал для ритуалов с тремя гранями.

В других руках справа дордже – ваджры, а слева – трезубец и другие буддийские атрибуты. Спина его укрыта кусками слоновьей шкуры и кожи человека. При помощи этого йидама (просветлённого существа) легко устраняются все препятствия, поэтому многие йогины читают мантру Ваджракилая для успешной медитации перед её началом: «Ом Ваджра Кила Килая Сарва Бенганин Бам Хум Пхет».

будда
Ваджракилая — Гневная форма Дондруба

Медитации

Созерцание статуэтки йидама является характерной чертой тантризма. Тантрическая йога всегда стремится представить абстрактную философию буддизма в виде конкретных образов. Выполняя тантрическую садхану (практику), йогин представляет скандхи (составляющие индивидуума), коих пять, в виде Тахтагат, которые являются символами пяти глубинных знаний.

Считается, что восемь главных практик йидама, которые включают и визуализацию Ваджракилаи, принесены тибетским монахам из Индии Гуру Ринпоче (Драгоценным учителем Падмасабхавой). В некоторых источниках указано, что Ваджрасаттва передал учение тантры Нагарджуне во время встречи с ним в южной части Индии. А тот уже передал эти тайные знания множеству других последователей. 

На защитников медитируют, чтобы овладеть сиддхи – особыми способностями, а также чтобы достичь просветления в своей деятельности. Они могут устранить преграды с духовной стези практикующего, помочь в борьбе с негативными духами внутри человека и вовне, в соблюдении данных клятв, в контроле внутренних стремлений и вожделения.

статуэтка

Люди типа Карма

Амогхасиддхи, глава семейства Карма, является воплощением «знания произведения действия». Он помогает на практике реализовать просветлённое состояние. Оно позволяет человеку на уровне интуиции понять, как поступить в каждом конкретном случае и успешно претворить в жизнь своё решение.

В повседневности «знание произведения действия» свойственно любому из нас. Через него выражаются все наши другие характерные черты. Люди, у которых этот вид знания является ведущим, очень активны и легки на подъём.

Часто они обладают огромным честолюбием и добиваются больших высот на карьерной лестнице и в жизни вообще. Уверенность в себе и в успехе, проворность, решительность – вот их главные качества. Люди типа Карма не сидят на месте, у них масса дел. 

Они непоседы. Однако из-за этого у них зачастую возникают проблемы с расслаблением. Другая отрицательная сторона их характера – назойливость и склонность вмешиваться в чужую жизнь. Но и тут они добиваются поставленной цели.

статуя

Представители семейства Карма всегда готовы:

  • к протесту против несправедливости,
  • пожаловаться,
  • потребовать реформ,
  • организовать любое дело.

Это  отважный и героический тип. Убеждённость и смелость, которую выражает жест Дондруба, присуща многим прославленным полководцам и воинам, что показывает нам ход истории на протяжении веков. Некоторые представители семьи Карма предпочитают не сражаться на поле боя, а действовать закулисно, применяя ум, а не физическую силу.

Таковы дипломатические работники, политики, разного рода советники. Большой бизнес и политическая арена – это места, где в полной мере применимы черты, свойственные Карма. Но и на любом поприще человек рода Карма не будет пассивен, ведь для него имеет значение только то, чего он достиг.

Воздух – это элемент Карма. Как известно, он находится в вечном движении. Холодные северные ветра секут так же, как решительность разрубает клубок растерянности и сомнений. Ночь – это время суток Карма, а лето – это их сезон.

в движении

Ночью обычно подводится итог сделанному за день, и чувствуется удовлетворённость от этого, а лето – время наивысшей активности природы. Зреет урожай, становится крепче и сильней молодняк у животных, жизнь проявляет всю мощь своего ресурса. Игра красок радует взор, а деревья являют миру гущину и буйство своей зелени.

Зелёный, как можно понять, глядя на изображение Амогхасиддхи, — это цвет семейства Карма. Он ассоциируется с юностью и неуёмностью жизненных сил. Зелёный цвет связан с понятием «свобода» и возможностью самовыразиться и расширить поле своей деятельности. 

Недаром он разрешает движение вперёд и способствует воплощению чьих-то планов. В Индии зелёный связан с мощью и смелостью, грим такого цвета наносят для исполнения народных танцев татхакали. Изредка семейство Карма связывают и с чёрным, так как в него входят все цвета; и с многоцветием. Это подчёркивает всесторонность его представителей, их участие во всём многообразии жизни.

Ну а проклятием семьи Карма является ревность или зависть, что практически одно и то же. Эти отрицательные чувства также связаны с зелёным цветом, правда, не в Азии. Сравните: слово «зависть» – «green eye» (англ.), «завидовать» – «look through green glasses», «снедаемый завистью» – «green with envy». 

Зависть порождается страхом потерпеть неудачу и неумением жить, удовлетворяя свои потребности. Человеку кажется, что окружающие обладают незаслуженными благами, умеют всё делать лучше него. Он начинает завидовать и становится недоверчивым, иногда даже болезненно недоверчивым.

зеленый

Человек рода Карма не выносит, когда его ограничивают и препятствуют движению вперёд. Его раздражает неповоротливость коллег, но ещё больше его выводит из себя те из них, кто сумел его затмить. Стремление состязаться со всеми переходит в мнительность и ожидание атаки.

Определить у себя эти качества можно, заметив склонность к обидчивости и неспособность воспринимать конструктивную критику. Вместо того чтобы воодушевлять людей и вести их за собой, что присуще семье Карма, такой человек начинает манипулировать ими и изворачиваться, беспокоясь о своём положении. Он всё время сравнивает свои достижения с чужими успехами.

Что касается духовности, то путь к просветлению может казаться таким людям беговой дистанцией, а само оно – некой наградой, выдаваемой на финише. Людям типа Карма следует избавляться от нетерпеливости, импульсивности и торопливости. Они должны следить, чтобы жизнь не превратилась для них в поле битвы с неприятелями и препятствиями. Ведь изначально они воспринимают мир как испытание собственных сил, которое мотивирует к достижению поставленной цели.

монах

Заключение

Все отрицательные моменты, проявляющиеся у людей рода Карма, связаны с неправильным осознанием своего «я». Нужно понять его нереальность и избавиться от искажённого восприятия действительности.

«Знание произведения действия», которым обладает Амогхасиддхи, появилось во благо всех, в нём нет личного интереса. Это знание ничто не ограничивает, ему ничего не препятствует, и поэтому его цель во благо всего живого будет всегда достигнута.

На этом, друзья, прощаемся с вами. Поддержите блог — рекомендуйте статью в социальных сетях, делитесь с друзьями, подписывайтесь на новые статьи.

До встречи!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 2
  1. Бб

    Здравствуйте люди ведь все одинаковые, тем более что потом миллиарды и т,д, переродятся и в этом их одинаковость что ли. И вы причисляете как ,люди рода карма, в этом считаете их лучше, что противоречит вышесказанному. ,Карма, в переводе означает ,действие, жизнь людей зависит от действий в прошлых рождениях, и потому все люди и живые существа действовали в прошлых рождениях они все в ,карме, и могут улучшить и достичь выхода из перерождений в Учении Будды, в этом их одинаковость что ли. Если нетрудно можете ответить?

    1. Natalya (автор)

      Здравствуйте! «И вы причисляете как ,люди рода карма, в этом считаете их лучше, что противоречит вышесказанному» — в статье не сказано, что эти люди лучше или хуже, чем остальные, просто описывается данный тип людей, со всеми его положительными и отрицательными их сторонами. И, конечно, каждый человек может достичь выхода из перерождений.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.