Здравствуйте, уважаемые читатели!
С первого взгляда может показаться, что фигуры и орнаменты в узоре являются лишь плодом фантазии его автора. На самом деле все составляющие его элементы – это символы древнего знания.
Они являются частью мифологии и культурного наследия того или иного народа. И сегодня мы рассмотрим некоторые буддийские узоры и узнаем их значение на примере бурятских орнаментов – угалза.
Содержание:
Определение и выполняемые функции
Творческие источники
Разнообразие составляющих элементов
Элементы в культовых изображениях
Описание некоторых изображений
Татуировка в буддизме
Заключение
Определение и выполняемые функции
Слово орнамент на латыни значит «украшение, узор». Главной его характерной особенностью является то, что он несамостоятелен, то есть, не может существовать отдельно от украшаемого им предмета.
Но украшение – не единственная функция этого изображения. Оно служит также для защиты, в качестве оберега и для передачи определённой информации, которая раскрывает свойства предметов или явлений, качества человека.
Не каждому узору суждено стать орнаментом. Чтобы узор подходил под это определение, нужно, чтобы паттерны в нём чередовались или повторялись в определённом порядке.
Творческие источники
Откуда берутся идеи для этого вида творчества? Обычно их черпают в народной вере, природном окружении многих поколений, их жизненном укладе.
Все узоры подразделяются на:
- космогонические (природные);
- зооморфные (анималистические);
- геометрические;
- растительные;
- культовые.
Разнообразие составляющих элементов
Самые популярные мотивы подсказывает сама природа. Это дождь, гроза, вода, ветер, солнце, луна, звёзды, огонь, радуга, горы а также мифические животные, возведённые в ранг божеств.
Животные могут изображаться в них не целиком. За основу часто берётся какая-то часть их тела. Самый популярный – «рогатый» узор, где повторяется изображение рога.
Древнейшими мотивами являются разнообразные геометрические фигуры:
- прямые,
- зигзагообразные линии,
- спирали и завитки,
- разные виды крестов,
- круги и окружности,
- ромбовидные паттерны.
Они символически передают природные явления, связанные с плодородием. Например, круглые формы олицетворяют небесные светила, зигзагообразные и волнистые – воздушную среду, отображающую влияние ветра, туч и облаков на получение хорошего урожая.
Растительные узоры включают в себя изображения листьев, цветов, стеблей, побегов, плодов, деревьев. Особое сакральное значение для любого буддиста имеет изображение цветка лотоса. Он обычно образует трон божеств на буддийских иконах, на котором они восседают или стоят.
Так как зелёный мир черпает силы в природе, то и флористические мотивы обычно олицетворяют материнство, жизненную силу, мощную энергетику.
Народы, исповедовавшие буддизм, всегда старались жить в гармонии с природой. Она вдохновляла их на создание уникальных и своеобразных рисунков. Бурятские узоры сходны с мотивами древних и современных южносибирских и среднеазиатских кочевников и полукочевников.
Элементы в культовых изображениях
Говоря о буддийской орнаментике, нельзя не упомянуть 8 благоприятных символов, которые можно встретить повсеместно как в храмах, так и на алтарных столиках в жилищах верующих. Это
- зонт белого цвета,
- две золотые рыбки,
- сосуд с сокровищами,
- лотос,
- раковина с поворотом вправо,
- бесконечный узел,
- знамя победы,
- золотое колесо.
В разных буддийских культурах эти предметы трактуются по-разному: в Китае связываются с внутренними органами Будды, в Тибете — с частями его тела. Также каждый из этих предметов имеет ещё множество самостоятельных значений.
Описание некоторых изображений
Все монголоязычные народы, включая бурятов, отдают предпочтение геометрическим формам. Среди них самыми распространёнными узорами являются:
- молоточный (алхан хээ, меандр),
- плетёнка (улзы),
- свастика (хас).
Молоточный мотив имеет множество разновидностей: древнегреческая классика, варианты попроще и посложнее её. В меандре заключена идея беспрерывного движения:
Скотоводы также выразили свое уважение к ремесленникам и любовь к самому ремеслу, использовав название древнего инструмента – молотка в обозначении этого орнамента.
Общеизвестным фактом является то, что кочевые племена прославились, как большие умельцы в изготовлении ювелирных украшений и конской упряжи.
Сфера применения меандра широка. Им украшают как твёрдые предметы, так и мягкие. Это:
- части юрты, выполненные из дерева;
- мебель;
- изделия из войлока;
- вышивки;
- одежда;
- предметы посуды;
- сбруя;
- музыкальные инструменты.
Если раньше молоточный орнамент встречался только на дорогих сердцу вещах, то в век трудящихся его можно увидеть повсюду.
Свастика – символизирует:
- путь солнца вокруг нашей планеты;
- четыре времени года;
- жизнь;
- свет;
- изобилие;
- щедрость.
Два слова на санскрите, от которых и произошла «свастика», вместе означают «благосостояние».
В изображении сделан акцент на зимнее и летнее солнцестояние и на четыре стороны света. Свастика может показывать движение как по, так и против часовой стрелки. Соответственно, это символизирует мужскую и женскую энергию, а также добро и зло.
Правосторонняя свастика господствует над материальным и управляет энергией на физическом уровне, чтобы не дать проявиться низшим силам.
Левосторонняя свастика даёт свободу и физическим силам и инстинктам, что мешает воздействию высших сил. Она олицетворяет чёрную магию и отрицательную энергию.
Этот символ можно увидеть во всех местах, связанных с буддизмом: на статуях, скалах, в храмах, на ступах, в пещерах.
Улзы – это изображение в виде плетения, которое является символом благоденствия и долгожительства. Знак может быть обрамлён цветочными мотивами. Помещается он на предмет из любого материала, может быть сплетён из бисера. В буддизме означает бесконечное перерождение, что перекликается со значением меандра.
Татуировка в буддизме
Многие буддийские изображения эффектно смотрятся на теле в виде татуировок. Отношение самих буддистов к этому неоднозначное.
Некоторые буддийские ветви относятся к набиванию рисунков нейтрально, другие – резко отрицательно, особенно, когда сакральные узоры помещаются людьми, не придерживающимися буддистской веры, на ноги.
Тем не менее в юго-восточных странах существует практика Сак Янт – нанесение сакральных изображений на тело.
Специально подготовленный буддийский мастер наносит нужный рисунок при помощи бамбуковых палочек и либо масла (если клиент хочет, чтобы его никто не видел), либо туши. При этом он читает молитвы, а по окончании – становится духовным учителем заказчика. Изображение выполняет роль оберега.
Среди популярных татуировок есть изображение уналоме. Оно символизирует просветление. Извилистые линии олицетворяют превратности судьбы, а прямая – победу над слабостями и желаниями и духовную чистоту.
Заключение
Буддийская орнаментика ещё недостаточно изучена. Если когда-нибудь будут раскрыты все её загадки, представления об уникальной буддийской культуре, безусловно, значительно расширятся.
На этом, друзья, мы сегодня прощаемся с вами. Нам приятно, что вы поддерживаете проект и рекомендуете статьи в социальных сетях — это мотивирует нас на дальнейшую работу!
Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные посты себе на почту!
До скорых встреч!