Биография Агвана Доржиева — выдающего деятеля XX века

Лама

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня мы расскажем вам об удивительном человеке, религиозном философе, подвижнике в просвещении, прогрессивном общественном деятеле и дипломате.  Его зовут Агван Лобсан Доржиев.

Бурятский лама является одной из центральных фигур в буддийском сообществе прошлого столетия. Но и в наши дни биография Агвана Доржиева интересна политикам, историкам, религиозным и общественным деятелям.

Содержание:
Начало жизненного пути
Политические интриги
Сближение Тибета и России и международная деятельность
Участие в строительстве дацана в Санкт-Петербурге
Деятельность в советское время
Вклад в развитие буддизма в России
Почитание памяти Доржиева в наши дни
Заключение

Начало жизненного пути

Дата рождения Доржиева указывается по-разному, 1853 или 1854 год. Родился он в улусе Хара-Шибирь, который принадлежал Хоринской степной думе в Бурятии. Заметим, что это место впоследствии дважды посетил Далай-лама XIV.

До 18 лет Доржиев был писарем в канцелярии думы, имел семью. Затем он решил посвятить себя духовной деятельности.

в Тибете

Она началась с пребывания послушником в Шолотском дацане в Бурятии, а затем будущий лама отправился в паломничество в монгольские земли и Тибет. За границей обучение началось в Урге (сейчас Улан-Батор) и было продолжено в Лхасе, столице Тибета.

В Гоман-дацане монастыря Дрепунг, имея высшую монашескую степень – гелонг, Доржиев в 1888 году, в двадцатипятилетнем возрасте, защитил ещё и высшую степень по буддийской философии – хларампа. Это было блестящее религиозное образование. 

Доржиева назначили наставником Далай-ламы XIII, наряду с ещё шестью учителями. Они обучали молодого Далай-ламу цанниту – философии, литературе. 

Доржиев выполнял роль цэншапы – партнёра юного тибетского лидера по диспуту. Благодаря этому они сблизились и подружились.

Также Доржиев занимал пост цаннит-хамбо. В его обязанности входило организовывать диспуты среди представителей дацанов от самых больших лхасских монастырей:

  • Брайбун,
  • Галдан,
  • Сэра.

Политические интриги

В XIX веке в Тибете значительное влияние на местную политику оказывали китайцы, представители династии Цин. От них зависело, кого изберут на должность Далай-ламы или Панчен-ламы.  Они же влияли и на назначение регентов несовершеннолетних Далай-лам.

Тибет
Далай-лама XIII Тхуптэ́н Гьяцо́ (1876—1933)

До Далай-ламы XIII, предыдущие четверо первосвященников были умерщвлены регентами, представлявшими интересы китайских амбаней (высших чиновников), ещё до совершеннолетия.

Но Далай-ламе XIII удалось избежать этой участи, так как по достижении совершеннолетия он со своим старшим учителем Пурбу Чжог Джампа Римпоче сумели поместить регента в монастырь.

Доржиев был выдвиженцем этого учителя, он пользовался его полным доверием. Пурбу Чжог Джампа Римпоче через три года умер. 

Так как Доржиев хорошо ориентировался в политической обстановке в России и Монголии, то он и стал политическим советником при Далай-ламе XIII и его доверенным лицом.

Сближение Тибета и России и международная деятельность

Но про родину бурятский лама никогда не забывал. Он содействовал путешественникам в Лхасу от Петра Бадмаева, который лечил семью императора. В благодарность за это, в конце позапрошлого столетия, Николай II пожаловал ему часы, украшенные вензелем.

В Петербурге
Агван Доржиев после аудиенции с Николаем II. Большой Петергофский дворец, 1901 г.

В 1898 году произошёл исторический визит А. Доржиева в столицу России, как оглашалось, чтобы собрать деньги на учебное заведение при монастыре. Князь Э. Ухтомский устраивает ему аудиенцию Николая II. Местом встречи служит Петергоф.

Целью этой дипломатической миссии было:

  • Установление дипломатических отношений между Тибетом и Россией.
  • Назначение в Тибет русского консула.
  • Обсуждение просьбы Далай-ламы о строительстве в городе дацана, который мог бы быть тибетским представительством.
  • Налаживание письменного контакта с Далай-ламой.

Важность этой встречи была в установлении прямого общения между двумя столицами.

Через два года в Ливадии, возле Ялты, происходит вторая встреча Доржиева с императором. Этот двухлетний период ознаменовался множеством событий в жизни цаннит-хамбо:

  • он побывал в Париже для ознакомления с образом жизни и государственным устройством страны;
  • вернулся в Тибет и укрепил там прорусские настроения;
  • стал старшим хамбо;
  • ещё раз съездил в Европу.

Во Франции бурятский лама занимался просветительской деятельностью: провёл первый в этой стране буддийское богослужение и выступление на тему буддийского учения.

Парижский Музей востоковедения Гиме принял желающих послушать его речь. Мероприятие посетило много известных лиц:

  • Александра Давид-Неэль,
  • Жорж Клемансо,
  • Иннокентий Анненский и другие.

во Франции
Парижский Музей востоковедения Гиме

Последний выразил свои впечатления о хурале и о том, чему учил их лама, в своём стихотворении «Буддийская месса в Париже». Доржиеву помогали Буда Рабданов и Максимилиан Волошин, который сопровождал его в передвижениях по Парижу.

Вернувшись в Тибет, Доржиев, в связи с повышением по службе, участвовал в решении всех политических и религиозных вопросов, распоряжался финансами Тибета, отправлял молебны.

Он много ездил вместе с Далай-ламой по государственным делам и без него, выполняя дипломатические миссии от имени первосвященника, в страны:

  • Германию, 
  • Великобританию,
  • Китай, 
  • Россию, 
  • Индию, 
  • Монголию,
  • Цейлон,
  • Японию, 
  • Италию.

Во время второй встречи с русским государем Доржиеву пообещали, что Тибет будет взят Россией под защиту, если в Лхасе откроют русское консульство.  Впервые встреча была освещена в печати – газете «Журнал Санкт-Петербурга».

Но так как иностранцы были недопустимым явлением в Тибете, сторонам пришлось пойти на компромисс и условиться о создании тибетского представительства в северной столице.

в Петербурге
Посольство Агвана Доржиева в Петербурге

Через год сюда прибывает уже целая делегация из Тибета. Доржиев остаётся в городе как официальный представитель Далай-дамы.

Участие в строительстве дацана в Санкт-Петербурге

Ещё в 1900 году представителю Далай-ламы XIII разрешили строить буддийский дацан в Петербурге. Но строительство храма Гунзэчойнэй начинается только в 1909 году. Доржиев решил возводить его в северной части города.

Для этого он приобрёл участок около 3000 м2 за 18000 рублей и первую партию стройматериалов. Строительством руководили учёные-востоковеды, а проект был разработан по тибетским архитектурным нормам.

Средства на постройку были пожертвованы лично Доржиевым и его руководителем, по 30000 и 50000 рублей соответственно, буддистами Калмыкии и Бурятии, монгольским Богдо-гэгэном VIII.

Храм завершили и освятили в 1915 году, но уже в 1913 году в нём состоялась первая буддийская служба, так как праздновалось 300-летие династии Романовых. Первым ширээтэ (настоятелем) дацана стал Агван Лобсан Доржиев.

Но службы на регулярной основе были прекращены уже в 1916 году, так как не хватало средств на поддержание деятельности. Монахам пришлось уехать из Петрограда.

буддийский
Храм Гунзэчойнэй

Через три года, во время гражданской войны, дацан безжалостно разграбили. Исчезло множество ценных предметов интерьера, важные документы архива о политических связях России, Тибета, Китая и Англии, которые Доржиев собирал в течение 30 лет.

Деятельность в советское время

Несмотря на хаос и разруху, Доржиев смог отреставрировать святыню. Приспосабливаясь к возникшим условиям, он пытался наладить диалог с новыми представителями власти: В.И. Лениным и А.В. Луначарским.

Обсуждались вопросы свободы вероисповедания, культуры, их важности для укрепления государства и благоденствия его граждан.

Доржиев убеждал своих собеседников, что буддийское учение ближе к философии, чем к религии. Коммунизм и буддизм, подчёркивал он, близки тем, что каждый отвечает за общую цель.

В 1921 году этот талантливый человек пишет в стихах свою автобиографию на монгольском языке. Написанная от руки, она хранится по сей день в Институте востоковедения РАН, в Санкт-Петербурге.

В 1935 году, под предлогом борьбы с японскими разведчиками и диверсантами, буддийских монахов, бурятских просветителей и русских учёных-востоковедов начали преследовать. Последовали аресты и расстрелы.

А в 1937 году буддийская община при дацане прекратила своё существование. 85-летний Доржиев в это время находился в Бурятии.

в Петербурге
Буддийская община храма

В ноябре его арестовали, а 29 января 1938 года он умер в тюрьме, в Улан-Удэ, не выдержав единственного допроса. Доподлинно неизвестно, где он похоронен.

Вклад в развитие буддизма в России

Бурятский лама сделал немало для распространения буддийского учения в России. Краткое описание его деятельности таково:

  • открыл богословское учебное и высшее научное заведения в Калмыкии;
  • подарил послушникам религиозные книги Ганджур и Данджур, необходимые предметы для отправления ритуалов;
  • открыл образовательные учреждения и храмы в Бурятии и Калмыкии;
  • основал издательство в Санкт-Петербурге;
  • открыл типографию в Шулутском храме;
  • приспособил монгольское вертикальное письмо к бурятскому;
  • составил вагиндру – Агвановский алфавит, соотносящийся с русской транскрипцией.

Почитание памяти Доржиева в наши дни 

В Санкт-Петербурге

К 150-летнему юбилею бурятского ламы, в Санкт-Петербурге, на ограде Гунзэчойнэя со стороны внутреннего двора открыли мемориальную доску. К этой дате индийские монахи в монастыре Дрепунг Гоман разрушили мандалу. А в санкт-петербургском университете Роберт Турман прочитал лекцию.

С 2004 года в городе проводятся Доржиевские чтения. На заседаниях обсуждаются актуальные темы:

  • «Буддийская традиция. История и современность».
  • «Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство» и др.

В Бурятии

В Улан-Удэ имеется экспозиция «Агван Доржиев. Жизнь и деятельность», расположенная в Музее литературы Бурятии.

в Бурятии
Агван Доржиев в последние годы жизни

В Иволгинском дацане один субурган носит имя этого ламы. В  Ацагатском храме находится Дом-музей Агвана Доржиева, изба из брёвен, перенесённая сюда из его родного улуса. 

В ней находится 1430 экспонатов. В 2000 году музею присвоен статус государственного.

Среди бурятских государственных наград с 2003 года есть медаль «Агван Доржиев». Она была учреждена по предложению Фонда Агвана Доржиева.

Заключение

На этом прощаемся с вами, друзья! Надеемся, информация оказалась интересной и полезной для вас. Поддержите блог — рекомендуйте нашу статью к прочтению в социальных сетях, если она вам понравилась.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
На нашем блоге приветствуется доброжелательное экологичное общение. У блога есть авторы, поэтому у нас принято здороваться.
Пожалуйста, в комментариях придерживайтесь тем постов.

Мы приветствуем:
- Вопросы по темам статей;
- Конструктивную критику, направленную на улучшение качества статей блога;
- Полезные пожелания и предложения.

Мы блокируем за:
- оскорбительные комментарии в адрес авторов блога или других комментаторов;
- сквозящий негатив к нам и нашей деятельности, неоднократное недовольство;
- непрошенные советы и поучения о том, как и что нам делать.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.